Память: что важно знать

Память: что важно знать

Как устроены механизмы памяти и почему об этом стоит знать.

Краткосрочную память (КСП) можно рассматривать как своеобразную доску, с которой информация, временно записанная, стирается или отправляется в среднесрочную, а затем в долговременную память (ДП).
Прочитайте список чисел и сразу после этого повторите его. Сколько единиц вы запомнили?

5 7 3 2 9 0 4 6 8 1

Таким образом, можно примерно оценить емкость вашей КСП. Это мнемоническая емкость, способная записывать от 5 до 9 единиц и обладающая функцией хранения информации в течение всего нескольких секунд (например, время между чтением телефонного номера и его набором на клавиатуре). В действительности же потенциал КСП гораздо выше, особенно если использовать стратегии запоминания. Кроме того, наряду с сенсорной памятью она представляет собой необходимый шаг для передачи информации в ДП и, следовательно, для обучения.

ДП рассматривается как огромное и стабильное хранилище информации, обладающее неограниченной емкостью и содержащее информацию на всю жизнь.

Внутри нее различают несколько «типов памяти».

  • Семантическая память: представляет собой общие знания обо всем, которые носят условный, а не личный характер (например, что на Земле обитали динозавры).
  • Эпизодическая память: хранит личную информацию (например, детали фильма).
  • Процедурная память: связана с обучением оперативным навыкам (например, игре в теннис или вождению автомобиля).
  • Проспективная память: связана с «запоминанием, чтобы вспомнить» (например, когда нужно отправить письмо или пойти в банк).
  • Автобиографическая память: связана с воспоминаниями о собственной жизни.

Неврологические заболевания часто сопровождаются нарушениями памяти. Высокий процент таких нарушений отмечается при черепно-мозговой травме, хронических дегенеративных заболеваниях и синдромах деменции.

При оценке памяти используются специальные тесты, позволяющие определить, сколько и какие функции памяти нарушены, сколько сохранено или нарушено в меньшей степени.

Поэтому терапевтический подход будет сильно различаться в зависимости от типа и степени тяжести заболевания. Как правило, при обширных нарушениях пациент может опираться только на так называемые «внешние стратегии» — особые приемы, позволяющие вспомнить уже имеющуюся в памяти информацию и аннотировать новую.

Особый интерес представляют так называемые «внутренние стратегии», которые позволяют по-другому организовать память и предложить оптимальные методы обработки новой информации.

Некоторые, очень простые, стратегии могут быть распространены на запоминание понятий и представлений, даже на школьное обучение.

В школе, в меньшей степени в терапии, могут быть полезны иерархические или линейные схемы. Первые идеально подходят для представления сложных систем, состоящих из нескольких частей (как, например, в семейном древе). Линейные схемы, напротив, более удобны для временных последовательностей.

Наконец, составление конспектов и дневника чрезвычайно полезно для организации и запоминания информации.

Источник

Фото: freepik.com

Читайте также:

Поделиться:

Марианна Полякова

Автор
Марианна Полякова

Автор и модератор тем о здоровье и красоте, стиле жизни и диджитал-тем бьюти-портала Hot Beauty Spot.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *