Что больше мотивирует: кнут или пряник? Тема одержимости целью в фильме Дэмьена Шазелла “Одержимость”.

Дэмьен Шазелл "Одержимость"

Как стыд и его обратная сторона — бесстыдство — “могут” привести к успеху? Эссе психолога и лайф-коуча Светланы Квитко по мотивам музыкальной психологической драмы американского режиссера Дэмьена Шазелла “Одержимость”.

Оригинальное название фильма — “Whiplash”, что в переводе с английского означает “удар хлыста”. Давайте вместе разберемся в мотивах поведения главных героев и рассмотрим, чего стоит целеустремленность?

Итак, барабанная дробь — как символ чего-то важного. Да, действительно, эффектное начало и концовка фильма, а между ними не простой путь главного героя: от репетирующего в одиночестве первокурсника в консерватории до действительно одержимого барабанщика в переполненном “Карнеги-холл”.

По сюжету картины Эндрю Ниман — молодой и амбициозный студент консерватории, цель которого — стать барабанщиком самого престижного джазового оркестра под управлением Терренса Флетчера. Главные роли в фильме исполнили Майлз Теллер и Дж. К. Симмонс, между персонажами которых, разворачиваются сложные и противоречивые отношения, точно не оставившие равнодушными зрителей. В том числе тому подтверждение в виде многочисленных наград: три премии BAFTA, один “Золотой глобус” и три “Оскара“.

Известно, что сюжет картины во многом автобиографичен. Режиссер фильма Дэмьен Шазелл будучи студентом играл на барабанах в джазовом коллективе Высшей школы Принстон[en] (Нью-Джерси). Однако его музыкальная карьера не сложилась, но совершенно точно оставила след в сердце, преобразовавшись со временем в сценарий фильма, в котором так же, как и когда-то в его жизни, есть весьма жестокий руководитель коллектива со своим “особым” методом преподавания. Унижать, оскорблять, высмеивать, доводить: все эти психологические приемы и связанные с ними стрессы, по мнению руководителя оркестра, через преодоление и стойкость помогают раскрыть талант, создавая шанс прорасти настоящему величию.

Да, действительно, такая “школа” не для каждого. И сколькие сломаются на этом пути, утонув в пропасти пота, слез и собственной крови? Режиссер ставит перед зрителями вопрос: всегда ли талант пробьет себе дорогу или секрет успеха не только в таланте, а еще и в психологических особенностях в виде одержимости, страсти к делу и фанатизме.

Светлана Квитко, психолог и лайф-коуч
Светлана Квитко, психолог и лайф-коуч

Что же на самом деле работает эффективнее: кнут или пряник? Может ли человек, подвергающийся постоянному унижению, чувствовать себя личностью и действительно раскрыть в таких условиях свой потенциал?

В своей книге “Стыд и истоки самоуважения” юнгианский психоаналитик Марио Якоби пишет:

Унижение связано с проявлением силы и бессилия. Человек испытывает унижение от тех, кто наделен властью.

Унижение так или иначе затрагивает тему человеческого достоинства и связанного с ним гнева, который обычно пробуждается как защита. Наличие иерархии и власти в подобных ситуациях является не только по сути обязательным условием, равному унизить сложнее, но и вносит свою понятную динамику в виде склонности подавлять агрессию и, как следствие, формирует внутри чувства стыда за это. В классической теории стыда, выдвинутой Эриком Эриксоном в 1950 году, отмечена тесная взаимосвязь между происхождением стыда и осознанием ребенком своего вертикального или выставленного и привлекающего взгляды окружающих положением тела. В этом возрасте ребенок научается не только прямохождению, а также через управление сфинктером впервые по сути контролировать себя. Все это открывает перед ним новый мир переживаний, связанный с темами автономии, стыда и сомнения, где утрата самоконтроля и чрезмерное контролирование родителей или других людей извне ведут к склонности в будущем сомневаться и стыдится.

Вспомните себя стыдящегося и свое желание зарыть голову, как страус, в землю, спрятаться. В действительности, оказавшись внутри такой ситуации, мы испытываем гнев, который обращен в первую очередь на самого себя. Стыдящийся человек, возможно, и хотел бы заставить всех не увидеть его или забыть о случившемся, но поскольку сделать это по понятным причинам не может, то способен поддаться другому вектору поведения, в основе которого лежит бесстыдство или позволение себе всего что угодно, и это, безусловно, становится уже другой нежелательной крайностью, которая, возможно, в каком-то смысле и “помогает” быть более успешным из-за отсутствия барьера быть более проявленным, но все же в основе которой лежит, не здоровое разрешение себе, а скорее состояние, когда терять уже нечего.

Часто чувства стыда и унижения становятся настолько невыносимыми, что попадают в бессознательное, чтобы невелировалась их саморазрушающая сила. Но это совершенно не обозначает, что они прекращают действовать на нас, мы просто перестаем их осознавать. При этом вытеснение как важный механизм защиты психики часто может создавать непонятные ситуации и для окружающих: как вы это терпите? Так, например, отключившись от восприятия реальности, мы можем сколько угодно находится в зоне недопустимого и оскорбительного отношения к себе, когда только сторонний человек может заметить, что мы находимся в унизительном положении. Тем не менее важно понимать, что психические реакции — это не набор отдельных реакций на отдельные события, которые могут работать автономно. Так, “отключая” что-то одно, мы “отключаем” доступ и к другому. Например, выбрав для себя путь большей эмоциональной стабильности, мы становимся одинаково невосприимчивы как к печали, так и к радости. А значит, теряем связь со своими эмоциями, реакциями и в конечном счете с собой, становимся похожими на роботов.

Вместе с тем Эндрю, выдержав личные испытания в виде отсутствия поддержки семьи, отказа от других интересов и даже жертвуя личной жизнью, проходит сложные психологические и музыкальные испытания Флетчера и наконец добивается своей цели — его берут в оркестр. Но с выходом на желаемый уровень перед героем сразу же открываются новые сложности, жизнь приготовила для него уже следующие испытания — автокатастрофа, потеря самообладания, драка, обман Флетчера. Герой снова продолжает бороться за место под солнцем, вызывая в конечном счете уважение и признание своего оппонента.

"Одержимость" (2013)
“Одержимость” (2013)

Так создает ли “кнут” адекватную мотивацию к успеху и помогает ли раскрытию таланта? Страх “кнута” или наказания, безусловно, заставляет человека действовать, но в данном случае им движет лишь желание сделать это на таком уровне, чтобы лишь избежать наказания. В данном случае речь не идет о желании сделать что-то на максимуме своих возможностей, превозмогая себя. Так что же тогда действительно мотивирует человека на раскрытие своего потенциала? Возможно, ответ на этот вопрос будет у каждого свой!

Кстати, музыка из фильма заслуживает отдельного внимания и может точно дополнить стоящими композициями ваш плейлист.

А вы были когда-нибудь одержимы своей целью?..

Читайте также:

Поделиться:

Светлана Квитко

Юриспруденция, психология, глянец... Работая в области права, разбирая то или иное дело, невольно наталкиваешься на вопрос о мотивации людей. Желание разобраться в поведенческом факторе привело меня в психологию и коучинг. А профессиональное психологическое образование и большая любовь к кино — в Hot Beauty Spot. Мне интересны психологические разборы, мотивация героев и особенности их поведения. На страницах HBS я предлагаю вашему вниманию психоанализ по образам героев фильмов и сериалов, получивших признание зрителя.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *