Гармония в жизни и в кадре. Про актерское мастерство и телесную терапию

Интервью колумниста HBS Елены Кессарийской с Натальей Губиной, актрисой, телесным терапевтом, арт-терапевтом и психологом.

Наталья Губина. Фото: Евгений Конасов
Наталья Губина. Фото: Евгений Конасов

Наташа! Привет, дорогая. Начну с того, о чем сама думала и думаю с детства как отпустить страх экзаменов и прочих проверок?

Лена, скажу, что Страх невозможно отпустить. Страх можно только пройти. Или не пройти. Будет трясти, колбасить, отниматься тело, сводить, неметь и разные другие проявления могут быть. Но когда проходишь, больше тело не боится, теперь получен новый опыт. Этот опыт присвоен. Так с любым видом страха и чем-то новым — экзамен, полет, путешествие, выступление и т.д. Просто нужно проходить. И самое интересное, что, пройдя страх, всегда что-то новое получаешь в жизнь. Как бы жизнь вознаграждает, так как ты выходишь из старой системы, выходишь на новый уровень. Помогает при прохождении страхов еще философия “будь, что будет”. Это один из инструментов актерской игры по американской системе Иваны Чаббак. Когда ты отключаешь голову, доверяешь событиям и они разворачиваются самым наилучшим образом для тебя. И это же понятие есть в психологии – называется “поле”. Вкратце — поле (сами события) разворачивается так, как нужно. Этой философии я придерживаюсь. На кастингах и в непонятных ситуациях, и просто в
жизни. Нужно пройти сейчас пробы, значит — пройдешь. Поле знает, куда тебе нужно попасть. И ты уже про страх не вспоминаешь… Ты доверяешь себя миру и событиям, которые он тебе дает. (Самые мои успешно пройденные пробы — когда я пришла в максимально хорошем настроении с мыслью “меня пригласила эта команда”, “меня здесь ждут”, “они хотят, чтобы я стала частью этого проекта”. Именно в этом весь успех. Мысли о том, что “сама жизнь сделала так, чтобы именно я оказалась здесь, сейчас и прошла экзамены, кастинги, пробы”. Остальное — “будь что будет”.

Елена Кессарийская
Елена Кессарийская

Наташа, ну а как ты устраняешь страх? Иногда его переживание не дает действовать.

Страх невозможно устранить, как я уже говорила. Я изучила это явление вдоль и поперек. Лично я делаю так. Первое — нужно просто принять тот факт, что тебе страшно. Приняв это, следующий этап — пройти его. Даже с трясущимися руками и ногами, с закрытыми глазами и непониманием как это делать, просто идти и проходить. Я так делаю, и все успешные люди так делали. Да, страшно. Да, неудобно. Да, кажется сейчас голос пропадет. Да, кажется сейчас упадешь. Но это все обман мозга. Ему комфортнее, чтобы ты ходил на ту же работу, лежал на диване и имел свой маленький круг друзей. А что душа твоя? А если душа просит что-то другое, вот здесь нужно проходить страх. Для меня страх — это как езда на лошади. Либо ты ей управляешь, либо она тобой и скидывает тебя. Но забавно то, что пройти его же во второй раз уже не так страшно. Это такой механизм страха. Только через полученный новый опыт ты его проходишь. И по моему опыту, пройдешь страх — открываются новые возможности, расширяется пространство твоей жизни и жизнь награждает всегда чем-то за твой проход, за то, что ты приложил усилие и вышел на новый уровень. Потом даже интересно становится, такая игра с собой, когда он снова появляется и ты говоришь ему “ааааа, это ты, да мы ж уже с тобой знакомы”. И улыбаясь, идешь через него. Во что-то новое и интересное.

Наташа, вот на своем примере, поделись, как быть актрисой и сохранить себя?

Лена, чтобы быть актрисой, нужно любить эту профессию и учиться играть, быть в постоянном процессе, в тренинге, быть живым. Нужно просто жить по максимуму, чувствуя жизнь и давать жизни все. Своим чувствам — любить, злиться, восхищаться, удивляться. В актерах очень развита детская часть и нужно ее поддерживать, лелеять и разрешать ей быть. Сохранять себя в этом легко, если ты получаешь удовольствие от профессии и знаешь, что это твое место в жизни. Иначе — полное выгорание, мы же работаем эмоциями, и часто не с положительными. В свободное время обязательно дополнительно себя наполнять ресурсами. Тем, что нужно не мозгу, а именно телу. Забота о теле — это моя вообще первая жизненная философия. Сейчас это первое, чему я посвящаю свой день. Мое тело как друг. С которым я разговариваю и знаю, что оно хочет.

Я закончила обучение по курсу “Телесной терапии” в Институте психологии и психосоматической терапии (ИПИПТ). Я благодарна моему учителю, телесному терапевту Оксане Кротковой и директору института Юлии Решетниковой, которая создала этот институт. Я благодарна за то, чему они меня научили. Они дали новую жизнь моему телу. Это трудно описать словами, телесную терапию нужно пробовать телом.

После знаний о теле — оно теперь на первом месте. Поэтому, чтобы сохранить себя в любой профессии, нужно заботиться о теле. А для актера это очень важно.

Наташа, а как входить в роль и не терять себя?

Чтобы входить в роль, существует много техник из различных школ. Я играю по американской системе Иваны Чаббак и по системе Ли Страсберг. Иногда использую школу Станиславского, сейчас изучаю технику Чехова, приезжает преподаватель из Германии — я посещаю его тренинги. Для актера учеба как часть его профессии, постоянный тренинг и оттачивание себя, нахождение чего-то нового в себе. У Михаила Чехова есть потрясающее упражнение для вхождения в роль, некие врата, через которые ты входишь в персонаж и выходишь потом через них. Специальная техника. Важна еще осознанность, ты — это ты, а твой герой — это вымышленный персонаж, он существует только в твоей игре и на репетициях. Ты как бы некий проводник.

У меня был опыт, когда я начинала сниматься и еще не обучалась техникам. А приглашать стали в кино из модельного агенства. И по неопытности, я не видела границ где я, где персонаж. Это очень было выматывающе, опустошало. Потом вся моя учеба и знания научили работать и не истощаться. Актеру важно за этим следить.

Наташа, а как сохранить уверенность, когда говорят “нет”, когда ругают?

Лена, когда говорят “нет” это нормальная здоровая жизнь. Это вообще нормально говорить “нет” людям. И нормально слышать в ответ “нет”. Просто жалко, не все это понимают. Если про кино, то “нет” не значит, что ты плохая или какая-то не такая. “Нет” — значит, что режиссер видит другой персонаж, он даже может восхищаться вами, но вот в этот проект нужен другой актер. И не надо ничего к этому дополняительно навешивать. Так, кстати, легче живется. Попробуйте!
Когда ругают, я это вообще не признаю. Как вообще кого-то можно ругать? Мы никому не принадлежим. Нужно уметь сказать человеку, что вы от него что-то хотите другое. Ругают обычно из своей травмы. А если такое в вашей жизни произошло, то самое главное здесь не реагировать, просто видеть, что этому человеку плохо, вот и все. А если это не первый раз происходит, важно просто сказать этому человеку, что вам не подходит такой формат общения, объяснить, какой подходит и четко выполнять свою работу, обязанности или прекратить общение. Я психолог, по-другому не делаю. Я знаю, как появляются болезни, и себе их не хочу. Мне кажется, уже редко встречаются люди, нарушающие границы, в Москве точно. Если это, например, справедливая критика, нужно научиться быть гибким и помнить, что вы больше, чем эти слова. Не принимать это к себе. Ругают — это не про вас, это про того человека. И оставить ему это.

Наташа, а как ты переживаешь отказ?

Лена, знаешь,чтобы переживать легко отказы, нужно не попадать в эту травму. Часто болезненный отказ — это попадание в детскую травму. Нужно ее изучить и научиться обходить стороной. Также нужно быть наполненным внутри. Всем тем, что вас наполняет. Если внутри пусто, то сразу трудно принимать отказ. Когда внутри много, это просто как очередной шаг вперед. Отказ — это основная часть работы актера. Люди этой профессии очень чувствительные, и многим тяжело переживать отказы или невозможно даже. Чтобы пройти один кастинг в кино, нужно 10, 20 раз услышать “Нет, не подходите, спасибо, до свидания”. Да и любому человеку в другой деятельности или в отношениях это не очень приятно слышать. Всегда хорошо, когда тебя принимают, восхищаются тобой, ты чувствуешь причастность к людям, группе. Важно понимать, что отказ вообще к вам не относится. Это вообще не про вас. Отказ — это решение другого человека. В кино может просто внешность не совпасть, просто что-то другое важно, другая прядь на волосах, другой взмах ресниц, другой поворот плеча, другой смех, другое видение чего-то. Просто что-то другое, но это что-то вообще не про вас. Никакого отношения к вам не имеет. Просто не совпало с картинкой режиссера. Я раньше рушилась от непройденных кастингов в кино, рекламе. Мне помогла психология — больше понять это и проработать. Важно двигаться дальше. Тогда будет принятие, и вы придете к соглашению, цели, результату. Вспомните Джоан Роулинг, которой отказывали все издания в публикации Гарри Поттера. Или голливудских актеров, таких много, кому каждый кастинг отказывали. Даже Джулии Робертс и Шерон Стоун отказывали долго, пока они не попали в свой первый проект.

Наталья Губина. Фото: Евгений Конасов
Наталья Губина. Фото: Евгений Конасов

А что дает телесная терапия? Расскажи о самой методике.

Оооо, Лена, дорогая, я не устану хвалить ее. Дает все! Успокоение, расслабление, возвращает человека в тело, заземляет, дает баланс психоэмоционального состояния, выводит из застоя, из апатии, повышает энергию, или, наоборот, можно понизить, если “колбасит”. Делает тело свободнее, легче, раскрепощает, балансирует. Оживают маленькие микромышцы, клетки, убирается гипертонус. Самое важное — уходят боли и болезни тела, психосоматика.

Много разных техник, специалист видит, что сейчас нужно человеку / клиенту. На самом деле это правда видно.

И самое главное, что дает телесная терапия — жизнь телу, принятие себя и новое чувствование. Просто человеческое природное принятие, то самое, которое необходимо каждому человеку в мире. То безграничное принятие, которое он должен был получить от родителей, родившись на свет. Это базовая потребность. Чувства открываются по новому после сеансов телесной терапии.
Телесная терапия — это не массаж, не путайте и не ходите к таким, кто вас убеждает в этом. Методика заключается в прикосновении рукой к определенному участку тела человека, иногда даже без прикосновений. Происходит контакт с телом.
Тело — уникальная штука, оно помнит все и даже то, что стирает наша психика. Кто-то начинает плакать, кто-то вспоминает радостные моменты своей жизни, как бы заново их проживая и присваивая себе. Эта работа выводит на осознание. И человек меняется, становится мягче, живее, чувственнее, становится более открытым.

Наташа, а для телесной терапии нужен личный контакт. Сейчас мир перешел в онлайн по многим направлениям.

Лена, знаешь, телесную терапию даже можно в Zoom делать. Тебя это удивляет? Сейчас я котерапевт (провожу практикумы) в обучающей годовой программе в Zoom-формате от ИПИПТ. Я сначала тоже там обучалась. У нас в группе люди со всего мира, со всех стран, из Новой Зеландии даже. Проходим практические занятия, и все поражаются, как это работает в онлайн-формате.

Личная встреча больший эффект, конечно, дает — это нужно пробовать. Приходите ко мне, я работаю как психолог, телесный терапевт, арт-терапевт, @Lady_nataliss, или в наш институт, @ipipt_education.
Самое главное — телесная терапия возвращает телу Жизнь. Ту самую, первозданную. Без болей, без зажимов и без блоков. Начинаешь больше понимать свое тело, открываешься новому. Я счастлива быть проводником людей в этот мир самопознания тела.

Наташа, а если поконкретнее, чему тебя научила академия актерская.

Лена, если это про американскую школу Иваны Чаббак — работа со своей внутренней силой. Что я могу выражать эмоции с такой ненавистью, болью, что вены на шее вздуваются. Просто в жизни я милаха, спокойная. А там научили, что могу по максимуму использовать и отрицательные эмоции. Также, что я могу использовать свое детство, свою память в отношениях с родителями, близкими в актерской игре, именно привнося в сейчас. Актерское обучение как психотерапия. Хороший актер прошел всю боль. Знает свои “болячки” и знает “болячки” других людей. И может использовать свою боль в игре. Про задачу и сверхзадачу персонажа. Даже если моя героиня продает сумки в магазине, то у нее свои задачи. Про это я и раньше знала. Но важна здесь четкость и следование задачам. Тогда веры больше к герою.

Наташа, ну вот тогда сразу к практике, как быть в гармонии позитивного и реального мышления?

Все воспринимать как опыт. Не вовлекаться в эмоциональный раскол других. Держаться в вертикали. Развиваться, осуществлять свои мечты, познавать себя и других, открыться миру. Когда человек позитивен и счастлив, то и в жизни у него так. Все легко приходит. Что внутри человека, то и снаружи. Что снаружи у человека, то и внутри. Не ограничивать себя ни в чем, проЯвлять себя. Так как человек любой приходит в мир для проЯвления себя и своих возможностей в нем. Не вовлекаться в истории других, потому что они съедают энергию. Не реагировать на низковибрационные эмоции людей. А жить на своем уровне — позитива. Но не улетать. А ходить по земле. Быть в реальности, видеть что вокруг происходит, проЯвлять себя в Мире, воплощать свои мечты.

Елена Кессарийская
Елена Кессарийская

Наташа, знаю, что важно переключаться, чтобы работать эффективнее, накопить силы. Как ты отдыхаешь?

Лена, все просто. Я иду на прогулку, наблюдаю за миром, за людьми, за знаками (не дорожными, а знаками, которые мир показывает). Как ты уже поняла, я иду на телесную терапию к своему терапевту или на спа-ритуал, тайский массаж в хорошем месте. Я читаю книги под зажженные свечи. Провожу время в кафе за бокалом вина с приятными и душевными людьми. Или иду на танцы в бар или на урок по танцам. Тело так отдыхает и происходит очистка, разрядка. Я могу начать декорировать стол или пикник или что-то придумывать с декором просто для композиции. Я в этот момент отдыхаю. Люблю медитации, каждый день делаю. Не знаю, как люди живут без медитаций. Катаюсь на лошадях, это тоже для меня медитация. При возможности уеду за границу в новую страну и обязательно с экскурсиями, музеями, кулинарными мастер-классами, пешими прогулками. Мозг отдыхает не только от релакса, но и от новых видов, новых мест. Это нейробиология, рождаются новые нейронные связи. И ощущение лучше, чем от лежания на диване. Люблю именно так отдыхать. Я всегда вдохновляюсь чем-то. И задействую тело в активность — прогулка, танец и т.д. Тело отдыхает от активности. Да, кого-то, наверно, удивила. Но это факт, понаблюдайте! Просто сравните.

Наташа, а как слушать свое тело — осознанно?

Для начала нужно в нем быть. Я сейчас серьезно. Очень много людей живет не в теле и в состоянии “отключка”, и они даже не знают этого феномена. Термин “отключка” из психологии. Это механизм защиты для выживания психики человека. Значит, там много материала, который не пережит, а вычеркнут. Терапевт сразу видит это и начинает с этим работать. Самому человеку для начала нужно вернуться в тело, вспомнить сколько тебе лет, как тебя зовут, чем ты занимаешься, где ты сейчас и что ты делаешь. Это может показаться смешным, но некоторые люди даже возраст свой говорят неправильно. Регулярное повторение этого возвращает в “здесь и сейчас”, в осознанность. Чтобы вернуться в тело, также нужно вниманием вернуться в стопы, это называется заземление. Когда человека захватывают эмоции, это значит человек “улетел” из тела, из стоп, и об осознанности даже нет смысла говорить. Если нет внимания человека в стопах, значит нет истинного проживания жизни.
Когда ты в теле, следующий шаг — слушать импульс тела. Куда оно хочет? Ты идешь прямо, а оно хочет направо. Ты хочешь писать книгу по вечерам дома, а тело хочет танцевать. Это называется слушание тела. И эти импульсы нужно научиться слышать. Делать то, что хочет тело, не блокировать импульсы, иначе человек превращается просто в робота или его существование становится жалким. Вся жизнь в теле и его желаниях. Мозг вообще нужно чаще отключать. Ох, жизнь от этого ярче становится. Тело тебя благодарит. Начинает все играть яркими красками.

Стремление к новому заложено в каждом человеке. Поэтому вперед! Дерзайте! И стройте свой роман с миром! Влюбляйтесь в себя и во все вокруг! Жизнь интересна и многогранна.

Фотографии: Евгений Конасов konasov.photo

Поделиться:

Елена Кессарийская

Автор
Елена Кессарийская

Москва - Санкт-Петербург: из искусства в глянец. Творческое и управленческое начало поддерживают во мне гармонию - это мой Инь и Ян. Знаю, что в медиа сфере меня называют инфлюенсером. Мне же близка формулировка - «проектор умной среды». Креативный продюсер проектов в сфере искусства, арт-дилер . Сопродюсер фильма о современном искусстве «Гений Места». Стратегический управленец и социолог по образованию. Веду активную социальную жизнь. Свои профессиональные навыки реализую в спортивных и благотворительных фондах.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *