Образование и карьера или замуж за банкира?.. Психолог Светлана Квитко о выборе женской судьбы на примере образа героини фильма Вуди Аллена «Жасмин»

фильм жасмин

Психологический портрет героини фильма Вуди Аллена «Жасмин» в исполнении Кейт Бланшетт с проекциями на жизнь от психолога и лайф-коуча Светланы Квитко.

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? А что если, что-то пойдет не так?..

Что это: импульсивное желание обиженной женщины или осознанное решение? Какое послание приготовил Вуди Аллен для изменяющих мужчин? Чему мы можем учить своих дочерей?

Сегодня вашему вниманию предлагаю столь многогранную историю, в чем-то напоминающую детскую сказку про принцессу, где в полночь карета превращается в тыкву. Правда, возможно, финал этой истории вам покажется не таким счастливым, как в сказке. В 2013 году в прокат вышел фильм Вуди Аллена «Жасмин». Известно, что для русскоговорящей аудитории его название несколько сократили, в оригинале фильм называется «Blue Jasmine», что в переводе означает «Грустная Жасмин». Давайте вместе разбираться, отчего она грустит.

…Когда я была маленькой, как-то на одном из праздников зашел разговор о будущем, в частности речь шла о профессиях. Тогда дочь друзей семьи на вопрос: «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» ответила, что «мечтает стать женой банкира». Помню тогда это вызвало «бурю» смеха и обсуждений среди взрослых. Не имея еще собственного представления, по их реакции я тогда так и не поняла — это круто или нет? Возвращаясь домой, мама еще несколько раз припоминала эту историю, чем еще больше посеяла во мне сомнения — нужно ли девочке думать об образовании и карьере или достаточно просто выйти замуж за банкира — и жизнь удалась?..

Главная героиня фильма, очевидно, выбрала для себя второй путь. Жасмин Фрэнсис (Кейт Бланшетт) бросила колледж, чтобы выйти замуж за богатого и респектабельного финансиста Хэла (Алек Болдуин). И сменила свое имя Жанетт на более благозвучное и красивое Жасмин. Она подобна экзотическому нежному цветку или бриллианту, который может цвести только в роскоши и наконец нашел свою огранку.

Режиссер подчеркивает: девушка вышла замуж молодой, во многом поэтому смело поверила столь убедительному и уверенному в себе мужчине, способному решить любой ее вопрос и даже исполнить каприз — кто бы устоял перед таким? Многие современные женщины и сейчас не хотят знать «откуда берутся деньги», заботясь лишь о том, где их можно взять. Весьма удобная, но, согласитесь, инфантильная позиция для взрослой женщины. Между тем, подобные сценарии не так уж и редки. Во многом подобная «детская» позиция женщины в отношениях способствует усилению и столь важного для мужчин ощущения «я герой», способный спасти тебя и справиться с любой сложностью. Если подобные «образы» устраивают обоих партнеров, то их отношения могут быть весьма долгими и счастливыми. Однако и не гарантирующими сохранение интереса. Так, например, вступать в сексуальные отношения мужчина предпочтет все же с эмоционально равной женщиной или партнершей, чем с «дочерью» или «мамой».

Прошли годы и счастливая жизнь завершилась для супругов катастрофой. Хэл попал в тюрьму за мошенничество, а все активы семьи Фрэнсисов были конфискованы. Столь внезапный поворот, приведший к краху — результат действий Жасмин, уличившей мужа в измене и решившей отомстить ему, сдав полиции. «Чудовище с зелеными глазами»— так романтично называл ревность Шекспир. Измена — это всегда и ревность, и боль, и здесь «глаза» наполняются разными «цветами», но чаще всего агрессивно красным. Однако, сложившийся кризис семейной жизни и его апогей — измену — все воспринимают хоть и болезненно, но поступают по-разному.

Жасмин решила мстить, но «тонет» вместе с мужем, так как «плыла» с ним в одной лодке. Так кому же она мстит: ему или себе? Вспомнилась народная мудрость: зачем пилить сук, на котором сидишь? Что это: импульсивный поступок обиженной женщины или продуманное желание отомстить, имеющее столь высокую цену для обоих? Что стоит за поведением героини: беспомощность в виде отсутствия других рычагов, кроме как навредить ему за унижение, сообщив о мошенничестве в полицию, или попытка отомстить в том числе и себе за паразитирующий образ жизни и стоящую за ней внутреннюю пустоту? Природа человека такова, что иногда ему не хватает внутренней мотивации для роста и развития. И только лишь попав в «кувшин с молоком», он начинает активно «шевелиться». Для многих зрителей Жасмин — образец еще одной красивой, напыщенной и пустой женщины. Таких обычно не любят, называя нарциссами. А что же за этим цветком? В теориях о клиническом нарциссизме контрапунктом всегда проходили две темы. Одна — нарциссизм как защита от неблагоприятных объективных отношений, другая — нарциссизм как враждебность к ним. Думаю, многим читателям знаком миф о Нарциссе. Так вот и миф существует в двух вариантах, в одном изложении опираясь на солипсисткое, в другом — на травматическое объяснение природы этого проявления. Наиболее популярна версия, в которой Нарцисс — самовлюбленный тип, который никого не считает достойным своей любви, кроме себя. В другой же версии Нарцисс утратил свою сестру-близняшку. Горюя о потере, он замечает свое отражение в воде и принимает себя за нее. Жизнь нарцисса и отношения с ним — это испытание для него самого и его партнера. Ведь «пустота», образовавшаяся внутри, никак не заполняется «нормальной» любовью партнера. Ему нужно ее все больше и больше, просто хотя бы для того, чтобы более-менее нормально жить. Поэтому измену супруга Жасмин переживает с особой болью. Для ее нарцистической личности — это двойной удар, усиливающий и без того низкую самооценку. Вступая в отношения с людьми данного склада, важно понимать их особенности. Так наша современница американский психолог и психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс пишет: «Озабоченные тем, как они выглядят в глазах окружающих, нарциссически организованные люди могут в глубине души чувствовать себя фальшивыми и лишенными любви».

Психолог и лайф-коуч Светлана Квитко
Психолог и лайф-коуч Светлана Квитко

Вместе с тем, конечно, ничего не мешало ей развиваться еще будучи замужем, не отправляя себя в «капкан» режима выживания. Жасмин понимает, что осталась ни с чем и пытается адаптироваться в новой реальности. Тем временем Жасмин ожидает еще один «удар» — муж, не выдержав чувства стыда, повесился в тюрьме. Так в один момент она лишилась сразу всех «якорей» прошлой жизни: мужа с огромным банковским счетом, привычного роскошного жилья, красивого образа жизни, беззаботного существования и светского круга Манхэттэна.

Распродав драгоценности и потратив последние деньги, Жасмин отправляется на время к приемной сестре Джинджер (Салли Хокинс), которая живет в Сан-Франциско. Особое уважение вызывает столь умело и комично показанный мастером контраст двух сводных сестер. Обе выросли в приемной семье, что само по себе уже создает определенную жизненную парадигму в виде вопроса: кто я? Кто мои родители? Что со мной такое — почему я в приемной семье? Любили ли меня мои родители? Почему от меня отказались? Не все дети, выросшие в приемных семьях, мучаются подобными вопросами. При этом ответы на них могут быть разными, но само по себе задавание подобных вопросов себе уже создает внутреннее сомнение: я в порядке?.. Ведь редко кто отказывается от «хороших».

Обе героини испытывают сложности с самооценкой, проявляющиеся в виде полярных крайностей. Одна без особых ожиданий от жизни, всегда согласна на то, что есть. Жасмин во многом претит именно такой подход к жизни — не бедность и простота как таковая, а бедность и простота мышления. Неразборчивость и приземленность взглядов, и как следствие непонимание себя и своей ценности притягивает к Джинджер «быдловатых» мужчин, способных предложить только короткий унизительный секс в машине на первом свидании. Вуди Аллен искусно показал этот контраст — как на одном и том же приеме сестры находят себе совершенно разных мужчин, как по-разному выглядят и ведут себя. Жасмин будучи все-таки неравнодушной к сестре и заботясь о ней, дает ей советы, конечно, исходя из своей картины мира.

Все случившиеся перемены вынуждают Жасмин впервые задуматься о работе. Не имея никакого образования, она устраивается работать администратором в стоматологическую клинику и пытается освоить компьютер. Все это не совсем привычные и эффективные с точки зрения скорости для нее способы достижения желаемого. В душе она, как и прежде, ждет того самого принца, который на белом коне. Ведь она твердо усвоила слова своих приемных родителей о ее «хороших генах». Она не живет полноценной жизнью — не чувствует и не понимает себя, не знает своих интересов, а соответсвует некому образу, созданному когда-то в ее голове, не без помощи родителей и их слов о генах.

Психолог и лайф-коуч Светлана Квитко

Нельзя не отметить и не восхититься игрой Кейт Бланшетт: нервные срывы, нестабильное психическое состояние — все показано без переигрывания и ненужного драматизма. За эту актерскую работу она была удостоена многочисленных наград, в том числе «Золотого глобуса«, BAFTA и «Оскара».

Кстати, в некоторых источниках писали о том, как Кейт готовилась к роли. Она изучала жизнь Рус Мейдофф — супруги известного афериста и миллиардера Бернарда Мейдоффа. Он известен как создатель крупнейшей финансовой пирамиды, приговоренный из-за своих махинаций к 150 годам тюрьмы. Судьба Жасмин чем-то напоминает судьбу Рус, которая вела роскошную жизнь и была вхожа в высшее общество. Однако после жуткого скандала мужа посадили, а она все потеряла.

Некоторые зрители также отмечают многочисленные сходства в сюжете фильма с блистательной пьесой Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание». Хотя в титрах фильма нет об этом упоминания.

На протяжении всего фильма Вуди Аллен как бы задает зрителю вопрос, кто же Жасмин на самом деле — дурочка, которая живет одним днем; женщина, которая полностью растворилась в мужчине и не имеет своих интересов; самовлюбленный нарцисс или дамочка, которая паразитирует за счет окружающих, спекулируя на своем бедственном положении, или жертва обстоятельств, поддавшаяся обиде и импульсивному решению? Кто она, отчаянно пытающаяся перезагрузиться и справиться с устроенным ей же самой финансовым крахом мужа при помощи ксанакса и водки? Возможно, Аллен ставит вопрос и перед мужчинами — стоит ли измена такого финала? Не занимаясь «топорным» морализаторством о пагубности измены, а тонко намекая о мстительности обиженных женщин, не боящихся «отрезать один раз вместо семи примерок».

У Аллена, как и в жизни, нет однозначных ответов. Его фильмы рассказывают нам о нас же — наших страстях и пороках, двойной жизни и стандартах, глупостях, замыслах, крахах, а в жизни, как известно, нет ничего однозначного и каждый находит свой путь и ответ.

А чему вы учите своих дочерей и как они отвечают на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь»?..

Читайте также:

Поделиться:

Светлана Квитко

Юриспруденция, психология, глянец... Работая в области права, разбирая то или иное дело, невольно наталкиваешься на вопрос о мотивации людей. Желание разобраться в поведенческом факторе привело меня в психологию и коучинг. А профессиональное психологическое образование и большая любовь к кино — в Hot Beauty Spot. Мне интересны психологические разборы, мотивация героев и особенности их поведения. На страницах HBS я предлагаю вашему вниманию психоанализ по образам героев фильмов и сериалов, получивших признание зрителя.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *