Фильм Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами»: феноменология супружеской измены

Фильм Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами": феноменология супружеской измены

Сексуальная психология в метаморфозах сюжета между сном и реальностью в фильме знаменитого режиссера Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами».

Включайте Шостаковича… и давайте вместе с героями фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» танцевать вальс, отдаваясь и доверяясь музыке и партнеру. Пусть этот танец закружит нас и спасет в эту волшебную рождественскую пору от ошибок, падений и грехов. С вами коуч Светлана Квитко и мой новогодний разбор фильма «С широко закрытыми глазами», в котором главный герой доктор Уильям Харфорд (Том Круз) попадает на самую загадочную рождественскую вечеринку.

Элис Харфорд и ее муж Уильям пришли вместе на новогоднюю вечеринку, на которой каждому выпадает на первый взгляд случайная встреча — он узнает в пианисте своего бывшего однокашника. Она — знакомится с очаровательным мужчиной в стиле «дамский угодник», который с радостью откликается на ее потребность пофлиртовать и почувствовать себя желанной. Он так и спрашивает героиню: «Вам не кажется, что прелесть брака в обмане, который становится некой необходимостью для обоих?» Во время танца и беседы со своим новым знакомым она замечает, как вокруг ее мужа вьются прелестные молодые созданья, и он явно не против диалога с ними. Партнер Элис задает ей вопрос, который, возможно, мучает и ее саму: «Для чего красивые женщины вообще выходят замуж?».

В своем последнем фильме Стэнли Кубрик погрузился в глубокое исследование психологических проблем на первый взгляд идеальной семейной пары, при более близком знакомстве с которой становится заметно — супруги устали друг от друга и из их отношений ушел интерес. Кстати, позже актеры фильма, сыгравшие главных героев картины — Николь Кидман и Том Круз развелись, возможно, слишком глубоко погрузившись в судьбы своих персонажей.

Фильм Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами": феноменология супружеской измены

Но давайте переместимся в спальню Харфордов, сейчас здесь, как раз начинается интересный диалог. Иногда такие происходят в кабинете у семейного психолога, но сегодня их разговору помогает другое. Преодолев стеснение, герои ведут откровенный разговор о ревности и о том, что сдерживает их от возможных других сексуальных контактов, высмеивая ревнивые замечания друг друга и отрицая свои. Обличая по сути «ловушку брака» — с одной стороны супруги уверены в верности друг друга, ведь брак — это выбор единственного, с другой стороны именно это обстоятельство создает некую скуку — он или она никуда не денется, что в конечном счете создает ту самую уверенность, приводящую к потере интереса и стремления «бороться» за партнера. Герой Тома Круза так и говорит своей жене: «Я никогда не ревновал тебя и я уверен в тебе, потому что ты моя жена и мать моего ребенка, и я знаю, что ты никогда мне не изменишь». Услышав это, Элис делится с мужем своим воспоминанием о морском офицере, которого она увидела в поездке, и о том, что отдала бы все даже за одну ночь с ним. Становится понятно, что за «фасадом» идеальных отношений скрываются потоки ревности, неудовлетворенности и тайных сексуальных желаний.

Раздается телефонный звонок, после которого доктор уезжает на выезд. С того момента перед героем разворачивается череда приключений, переворачивающих его жизнь, он словно во сне. По дороге ему начинают представляться сцены, как его жена занимается сексом с другим мужчиной. Он так сильно шокирован признанием Элис. Внутри у Уильяма Харфорда разворачивается сильнейшее переживание, которое смогла прочесть даже «девушка, продающая любовь за деньги», ловко пригласившая его к себе. Не желая идти домой, прогуливаясь той ночью, он случайно знакомиться с ней, сомневаясь, все же следует за ней и ее предложением развлечься. В ту ночь развлечение не случилось, как выяснилось позже, это сберегло здоровье Уильяму. Похоже наш герой все еще не решил, готов ли он к измене. Между тем, причины измен могут быть разные. В одном исследовании британско-американская группа ученых выяснила, что измена помимо прочего, может также приносить удовольствие от самого факта нарушения норм морали и чувствования себя «неправильным», так сказать, живя примерной и добропорядочной жизнью, позволить своим «чертикам» прогуляться. Когда-то давно швейцарский психиатр Карл Юнг ввел в психологию понятие «тень». Он описал ее как бессознательную часть личности, которая в себе отрицается и подавляется. Обычно «встреча» с такой своей частью и ее потребностями весьма эмоциональна. Вместе с тем, сдерживать ее в себе бывает очень непросто, она то и дело выскакивает из-под контроля и «захватывает» нас в самый неподходящий момент, а иногда даже успевает что-нибудь «натворить». Наверняка и у вас были такие ситуации, когда вы ругали себя и сомневались, ну как я так мог поступить, это был словно не я. Встречу с собственной тенью можно сравнить с попыткой утопить постоянно всплывающий в море спасательный круг. Согласитесь, для того, чтобы его просто спрятать под водой приходиться прикладывать много усилий. В случае Уильяма, он тоже усилием воли в последний момент отказывается от не совсем приемлемого с точки зрения морали поведения. При этом, как при чуть ослабленном сопротивлении круг тут же всплывает на поверхность воды, так и желания героя, ищущего приключения, снова напоминают о себе и как-будто случайно заводят его в бар к старому приятелю музыканту. Так мы и герой Тома Круза узнаем пароль — «Фиделио». И здесь не обошлось без двойного послания. В переводе с латинского слово обозначает «верный». Вот уж действительно верность очень необходима нашему герою, а вам?..

Интересно также, что «Фиделио» — название единственной оперы Людвига ван Бетховена. Сюжет этой оперы снова напоминает сцены из фильма — героиня оперы переодевается в мужчину, чтобы спасти своего мужа. Героический поступок поистине любящего и верного человека.

В романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстой писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Позволю себе немного позаимствовать мысль любимого писателя и перефразирую ее по-своему — все счастливые люди узнаваемы и похожи, все несчастные тоже похожи между собой, но несчастны каждый по-своему. Действительно, счастливого человека легко заметить хотя бы по доброму лицу и улыбке, морщинкам на углах губ, устремляющимся вверх. Внутри таких людей угасли и разрешились так называемые внутренние конфликты и наступило что-то похожее на уверенное спокойствие. Глаза же и поступки Уильяма Харфорда по-прежнему полны сомнений — он словно делает два шага вперед и два назад. Попав на оргию, он выбирает остаться «стерильным доктором» и отказывается принимать в ней участие, но его раскрывают, и он предстает перед судом. Во все времена люди боялись суда и публичных осуждений. Вместе с тем порой внутренний судья или критик может вынести куда более суровые наказания. Если и вы знаете эту свою часть, постоянно недовольную вами, а также наказывающую и порицающую вас, то, возможно стоит подумать об отпуске для нее, а также о возможности вырастить внутри другую фигуру — внутреннего фаната, например.

Говорят, что общество — саморегулирующаяся субстанция, способная в период войн, например, больше давать мужского населения. Так и отношения в паре, чувствительны и подвижны к изменениям и настроениям каждого партнера. В общее психологическое пространство каждый привносит что-то свое. Важно лишь мочь этим своим поделиться, не опасаясь войны или мести после признания, пусть даже в своих не всегда светлых мыслях или даже сексуальных фантазиях.

Так о чем же этот фильм? Для меня фильм ставит интересный вопрос, противоречивый по сути — как, укрепляя привязанность в браке, сохранить страстность в отношениях?

А тем, кто, как и я, любит этот фильм, рекомендую прочитать «Новеллу о снах» австрийского писателя Артура Шницлера, положенную в основу сценария фильма.

Книга "С широко закрытыми глазами"

Не знаю, случайно ли это, но от чего в Вене рождается столько мудрых знатоков наших душ — Фрейд и Шницлер, например? Кстати, известно, что сам Фрейд назвал Шницлера своим двойником.

Читайте также:

Поделиться:

Светлана Квитко

Юриспруденция, психология, глянец... Работая в области права, разбирая то или иное дело, невольно наталкиваешься на вопрос о мотивации людей. Желание разобраться в поведенческом факторе привело меня в психологию и коучинг. А профессиональное психологическое образование и большая любовь к кино — в Hot Beauty Spot. Мне интересны психологические разборы, мотивация героев и особенности их поведения. На страницах HBS я предлагаю вашему вниманию психоанализ по образам героев фильмов и сериалов, получивших признание зрителя.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *