Современная художница Анна Касс о себе, творчестве и современном искусстве в интервью колумниста HBS Елены Кессарийской.
Открытие миру новых художников считаю одной из своих миссий. Это дарит мне радость и рождает смыслы. Это дает возможность и заглянуть в будущее. В каждую эпоху было, есть и будет свое современное искусство, когда-то и Леонардо Да Винчи был современным художником. Особую ценность и даже азарт я ощущаю в том, что современное искусство дает возможность заглянуть в будущее. Современные художники часто не понятны, а все потому, что опережают язык времени лет на 20. Эту мысль я услышала у Ольги Львовны Сви́бловой — доктора искусствоведения, профессора, инициатора создания и директора Московского дома фотографии.
Вечные ценности и нестандартность мышления, актуальная повестка времени и цикличность истории — то, что я подмечаю в современном искусстве.
В поиске нового и созидательного я отправилась на презентацию выпускных работ в Московскую школу современного искусства. Тут у меня интуитивно возник диалог с творчеством художницы Анны Касс (http://annakass.com).
Меня зацепило. Я решила посетить и мастерскую художника. Увидеть путь и процесс создания работ.
Говорим с востребованным художником Анной Касс о мире современного искусства.
Анна, добрый день. Хочу сказать, что меня на выпускной выставке зацепило многообразие форм подачи: видео, инсталляция, фото, эпоксид и — при этих разных формах подачи — единение смысла.
Побывав в мастерской, я увидела множество работ маслом, но также увидела основную линию. Не хочу сама ее озвучивать. Расскажите Вы…
Да, был долгий период, когда я придерживалась более классической живописи, много писала маслом. Пейзажи, натюрморты. Но всегда хотелось выйти за эти рамки, так как хотелось внести в свои работы эмоциональный окрас, внутренние переживания и мысли. Постепенно стали появляться работы на темы взаимоотношений, настроений и чувств. Хотелось и хочется сейчас говорить в своем творчестве о духовном, о любви, о грусти или счастье, о том прекрасном, что окружает нас или напротив о том, что ранит. Поэтому, много работ в разных тематиках, техниках и стилях… это все поиски — найти самый точный способ, передать свои мысли зрителю и одновременно подарить ему удовольствие от созерцания.
В итоге своих поисков я нашла нужные материалы, техники близкие мне. Миксуя их, получаю нужный для себя результат. Мне нравится смешивать масло, акрил, пастель, смолу и другие материалы.
Если бы меня спросили: какая узнаваемая черта, фирменный почерк: я бы озвучила тот факт, что старые работы становятся холстами, как так получилось?
Я не боюсь перекрывать прежние холсты, которые уже не считаю актуальными для своего творческого пути. Просто банка белил, кисть и новый белый холст, с проступающим рельефом прежней работы. Мне кажется, это очень медитативно и символично. Ведь каждому из нас так часто не хватает смелости, начать все с чистого листа и отказаться от чего-то, что уже давно не приносит радости. Отказаться в пользу нового, смелого и приносящего счастье.
Я заметила, что в вашем искусстве идет постоянный диалог с миром театра и поэзии? Я права? Кто вас цепляет и почему?
Сейчас, в трудные для нашей страны времена, особенно хочется говорить о русской культуре. О великих писателях нашей родины, о культурном наследии. О театрах, кино. Хочется показать величие и одновременно тонкость и эмоциональность русской души.
Я всегда любила стихи Бродского, Ахматовой, Есенина и других классиков русской поэзии. Где каждое слово будоражит что-то в тебе, цепляет. В институте я множество раз перечитывала рассказы Бунина «Темные аллеи» и любимым был рассказ «Велга». Как метафорично и потрясающе рассказано там «что есть любовь».
Анна, над чем сейчас работаете?
Сейчас я так же продолжаю работать над темами с отсылкой к литературе и театру. Периодически возвращаюсь к природе и растениям — уже излюбленной для меня темы.
Но сейчас меня полностью занимают работы в технике с использованием эпоксидной смолы. Новая серия работ будет называться «Зеркала» с отсылкой к Тарковскому и его кинематографу.
Вообще зеркальная поверхность, которая получается в этой технике, дает возможность зрителю увидеть себя «внутри» работы. Это очень символично. Взглянуть на себя.
В выпускной выставке в MSCO (Московская школа современного искусства) у меня тоже были представлены работы в этой технике. На тему эмоциональных переживаний, того напряжения, что мы сейчас все испытываем.
Вопрос, может, и банальный, но всегда интересно, откуда вдохновение черпаете? Есть ли художники, которые для вас послужили авторитетами — вдохновителями или считаете, лучше не заглядываться на чужие полотна?
Елена, с ранних лет очень любила импрессионистов: Моне, Ренуар, Дега. И многих художников постимпрессионизма. Особенно Гогена. В институте увлекалась модерном, творчеством Густава Климта, архитектурой Гауди. Сейчас мне очень близка смелость и недосказанность в работах современных художников. Поэтому, наверное, в итоге на моих холстах можно увидеть не похожие друг на друга вещи. Это могут быть кувшинки в тумане или начисто залитый холст черной смолой с проблесками фрагментов сюжета.
Вообще такое понятие как «насмотренность» имеет колоссальное значение в пути художника. Без изучения и наблюдения, созерцания работ других авторов невозможно самоопределение в мире искусства. Эта некая тренировка глаза, умение отделять черное от белого, ценное от абсолютно пустого.
Анна, спасибо за интервью и погружение в творческий мир. Буду ждать Вашей выставки. Вдохновения и успехов!
Читайте также:
- Путь выставки “Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства”
- Иллюстрация или реальность? Хайден Уильямс
- Фильмы об искусстве: история художницы, женщины, жены
- На рубеже технологии и искусства: творчество Шусаку Такаока
- Фильмы об искусстве: жизнь одного художника
- Изучаем искусство: фильмы о художниках
- В чем сила женщины: образ Фриды Кало в автобиографической картине “Фрида”
- История любви в полотнах: Фрида Кало и Диего Ривера
- Рене Грюо, художник-иллюстратор высокой моды
- Новая глава старой сказки: художница Гюнель (Guni) и Дисней
- Как сейчас развивать личный бренд и бизнес в социальных сетях?
- 5 книг, после которых вы начнете любить искусство
- Как правильно понимать картины: гид по сюжетам западного искусства
- Дружба в творческой среде — тонкое произведение искусства
- Мифы современного искусства
- Образы, вдохновленные работами Пикассо на показе Moschino SS20
- Искусство — праздник, который всегда с тобой
- Шкатулка Венеры: украшения на женских портретах
- “Ван Гог. С любовью Винсент”
- Расцветай! Иллюстрации Дины Архиповой, создательницы проекта Girls in Bloom
- Kateillustrate – fashion-иллюстратор по призванию!
- Звездный ужин с Джокондой