Мифы современного искусства

Интервью колумниста HBS Елены Кессарийской с основательницами галереи современного искусства  “MYTH GALLERY” в Санкт-Петербурге Ольгой  Профатило и Юлией Вяткиной.

Вид экспозиции "Немое зарево", 2020. Персональная выставка Егора Федоричева, MYTH Gallery
Вид экспозиции “Немое зарево”, 2020. Персональная выставка Егора Федоричева, MYTH Gallery
колумнист HBS Елена Кессарийская
Елена Кессарийская, колумнист HBS

Друзья, вы знаете, что сфера искусства — это мой “кислород”. И я воодушевляюсь, когда встречаю единомышленников — тех, кто просвещает, создает, поддерживает арт-мир.

Хочу познакомить вас с основательницами галереи молодого искусства Ольгой Профатило и Юлией Вяткиной.

Ольга Профатило и Юлия Вяткина
Ольга Профатило и Юлия Вяткина (слева направо), основательницы галереи современного искусства “MYTH GALLERY” в Санкт-Петербурге

Оля, Юля, расскажите, как вы приняли решение о создании галереи Myth? Ведь это путь риска. Искусство не поддается конкретным прогнозам, а вложений требует существенных, как рисковой бизнес.

Лена, знаешь, мир искусства уже стал нашей средой, мы взрослели вместе. Принятие решения о создании галереи пришло в результате долгой работы в этой сфере. Накопленный опыт и понимание ситуации на арт-рынке позволили осознать проблему недостаточного количества профессиональных галерей и участников в сфере современного искусства в Санкт-Петербурге. За годы работы в команде галереи Марины Гисич сформировалось желание выстроить свою собственную программу галереи, основанную на более молодом концептуальном искусстве. 

А почему именно молодое искусство? (имею ввиду, что вы показываете совсем юные дарования, неизвестные, “не прокаченные”.

Лена, а потому, что мы сами молодые! Стратегия галереи нацелена на долгое сотрудничество с художниками, нам хочется вместе расти  и развиваться совместно с нашими партнерами, а художники — это прежде всего наши партнеры. Мы “прокачиваемся” вместе.

Нам нравится, что тот материал, который мы представляем, является живым и незафиксированным в рыночной и критической иерархии, что позволяет нам быть более смелыми и каждый раз бросать вызов своими новыми выставочными проектами.

Вид экспозиции "Посмотри наверх, падает небо", 2019, MYTH Gallery
Вид экспозиции “Посмотри наверх, падает небо”, 2019, MYTH Gallery

Оля, Юля, можете пояснить подробнее для читателей, в чем специфика молодого искусства?

Молодое искусство живо и остро реагирует на окружающую ситуацию. Работа с молодым современным искусством дает возможность находиться в процессе здесь и сейчас. Нам они более интересны, поскольку постоянно находятся в поиске своего собственного языка и метода, и чем дольше продолжается этот поиск, тем более острым и актуальным остается их искусство.

Вид экспозиции "Буферная зона", 2019. Персональная выставка Лизы Бобковой, MYTH Gallery
Вид экспозиции “Буферная зона”, 2019. Персональная выставка Лизы Бобковой, MYTH Gallery

Читая название галереи, хочется спросить, какие основные мифы об арт-мире вам приходилось развеивать и что победили уже сейчас?

Обожаем этот вопрос!

Один из основных мифов заключается в том, что искусство недоступно и дорого. Однако мы работаем с молодыми авторами, что определяет довольно демократическую ценовую политику. Еще один абсурдный миф — галереи эксплуатируют художников, чтобы зарабатывать на них миллионы. Мы считаем, что галереи должны в первую очередь помогать художникам и поддерживать их, способствовать их профессиональному развитию и обретению признания. Наши отношения с авторами строятся на взаимном доверии, ответственности, профессионализме и заинтересованности в продвижении на рынке.

Вид экспозиции "Карате-поэзия", 2020. Персональная выставка Никиты Селезнева, MYTH Gallery
Вид экспозиции “Карате-поэзия”, 2020. Персональная выставка Никиты Селезнева, MYTH Gallery

А как вы выбираете художников? Какие рекомендации вы дадите тем, кто хочет стать коллекционером, галеристом?

В первую очередь вам  должно искренне понравиться то искусство, которое художник создает. За этим искусством должен стоять профессиональный автор, который последователен в своей работе. Особенно важно, как выстраиваются отношения в ходе работы. Мы искренне верим во всех художников, с которыми работаем, и стараемся делать все от нас зависящее, чтобы у них была возможность продуктивно работать и развиваться в своем творчестве.

Вид экспозиции "Много ли зим", 2020. Персональная выставка Алины Глазун, MYTH Gallery
Вид экспозиции “Много ли зим”, 2020. Персональная выставка Алины Глазун, MYTH Gallery

Юля, Оля, когда художник уже зарабатывает за счет вашего продюссирования статус, становится уже не “молодым искусством”, вы его отпускаете дальше в путь по галереям или вы ведете художника дальше? И, может, скоро будете галереей не только молодого искусства, а вообще современного?

А мы никого не отпускаем и отпускать не собираемся — хотим вместе состариться. И очень надеемся, что с развитием и ростом наших авторов наш собственный статус также будет расти и укрепляться в своих позициях не только в пределах российского рынка, но и на международной арт-сцене.

Вид экспозиции "Нечистая сила искусства. Камерная соната", 2020. Персональная выставка Дженды Флюид, MYTH Gallery
Вид экспозиции “Нечистая сила искусства. Камерная соната”, 2020. Персональная выставка Дженды Флюид, MYTH Gallery

Насущный вопрос: в период пандемии арт-рынок замер? Или это миф? Как вы вели продажи?

Мы бы не сказали, что рынок замер, у нас сдвинулись сроки открытия некоторых проектов, но все, что планировалось, мы сделали. Более того, мы даже приняли участие в трех ярмарках: Cosmoscow, BLAZAR и viennacontemporary, несмотря на то, что границы были закрыты. Все три ярмарки прошли для нас успешно. К сожалению, многие события арт-мира этого года были отменены или перенесены в онлайн. И сейчас, когда все постепенно встает на свои места, остро ощущается голод по событиям вне zoom-встреч.

Вид экспозиции "Неплодные земли на востоке", 2020. Персональная выставка Вадима Михайлова, MYTH Gallery
Вид экспозиции “Неплодные земли на востоке”, 2020. Персональная выставка Вадима Михайлова, MYTH Gallery

Как, на ваш взгляд, сейчас себя ощущает рынок искусства в России? Как себя чувствуют ярмарки современного искусства?

Рынок на сегодняшний день вполне работоспособен. Cosmoscow показала, что среди коллекционеров и увлекающихся современным искусством людей произошел разворот в сторону российских художников. Во время ярмарки все участники отмечали хорошие продажи. Что касается viennacontemporary, то действительно, это была непростая для нас ярмарка, поскольку принятие решения об участии и сборы на нее проходили в последний момент. Тем не менее, она также оказалась для нас коммерчески успешной, так как из-за пандемии среди посетителей ярмарки были в основном только коллекционеры, профессионалы и другие участники арт-рынка. У нас была уникальная возможность представить наших художников в очень благоприятных условиях, где мы могли сконцентрироваться на глубокой работе с профессионалами.

Вид экспозиции "Я здесь уже был", 2020. Персональная выставка Анны Афониной, MYTH Gallery
Вид экспозиции “Я здесь уже был”, 2020. Персональная выставка Анны Афониной, MYTH Gallery

А что вы думаете о цифровом искусстве? Токенах? Это скорее иллюзия, ярмарка идей или это новая веха в арт-мире?

Лена, цифровое искусство сегодня находится наравне с традиционными медиа и спрос на него растет. Например, биеннале молодого искусства в этом году была практически полностью переведена в цифровой формат, на ней были представлены два наших художника — Анна Афонина и Никита Селезнев — которые активно работают в digital.

NFT — еще слишком экспериментальная для всего арт-рынка среда. Чтобы понимать, сможет ли это полноценно функционировать, необходима хотя бы небольшая временная дистанция.

Ловим момент!

Какие у вас планы на развитие галереи?

Мы с нетерпением ждем открытия границ! Уже существует ряд договоренностей о представлении наших художников в европейских галереях. И работаем над расширением списка международных ярмарок. В течение следующего года окончательно сформируется пул российских художников, с которыми мы планируем долгосрочную работу, а после этого начнем вводить в наш пул международные имена. Планируем продолжать издание каталогов наших авторов — в этом году появится каталог Никиты Селезнева. И, конечно, уделяем серьезное внимание выставкам музейного уровня и public-art проектам наших авторов, и развитию долгосрочных проектов, нацеленных на поддержание и привлечение новой аудитории коллекционеров.

Как я вас понимаю. Все-таки искусство объединяет страны, культуры. Хочется скорее открыть границы.

А что на ваш взгляд необходимо для продуктивного развития арт-рынка в России, какая тактика и стратегия вам близка?

Лена, мы думаем, что большим шагом для продуктивного развития рынка стало формирование Ассоциации галерей (АГА), что позволит вывести работу галерей на более высокий профессиональный уровень, сформирует этические стандарты работы галерей как внутри сообщества, так и с художниками и коллекционерами. Очень надеемся, что работа ассоциации поможет повысить статус галерейного бизнеса в системе малого бизнеса.

Все еще недостаточно одной ярмарки Cosmoscow, полагаем, что Петербург уже готов к проведению такого же масштабного фестиваля искусства.

Хотелось бы, чтобы государство проявляло бОльшую заинтересованность в развитии нашей сферы, более активно поддерживало молодых (и не только) художников и по примеру других европейских стран хотя бы частично софинансировало участие галерей в российских и международных ярмарках. Все эти меры позитивно скажутся на развитии всей сферы.

Оля, Юля, благодарю Вас за наш диалог. Надеюсь, что мы расставили маяки по арт-миру и пробудили интерес к тем, кто пока еще в стороне.

Хочу задать заключительный вопрос, который я услышала в интервью с Зельфирой Трегуловой* в программе “Спроси Гордееву”: “Что важнее — пробурить две новые нефтяные скважины или поддержать инвестициями музей?”

Юлия: В данный момент я бы выбрала прорубить две скважины, чтобы иметь постоянный не связанный с галерейным делом доход и направить эти ресурсы на поддержку экспериментальных и институциональных проектов наших авторов. Ведь это такое счастье — иметь возможность предоставить художнику полную свободу в реализации задуманной идеи — именно это мы и стараемся делать.

Благодарю вас за дискурс, за детализацию и откровенность.

Хочу закончить словами Зельфиры Трегуловой: “Нефть иссякнет, искусство будет всегда”.

* Зельфира Исмаиловна Трегулова — советский и российский искусствовед, куратор международных музейных выставочных проектов, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.

Поделиться:

Елена Кессарийская

Автор
Елена Кессарийская

Москва — Санкт-Петербург: из искусства в глянец. Творческое и управленческое начало поддерживают во мне гармонию — это мой Инь и Ян. Магистр социологии, член "Союза пиарщиков России". Свои профессиональные навыки реализую как эксперт в области корпоративной культуры, связей с общественностью и продвижения личного бренда. Креативный продюсер проектов в сфере искусства, арт-дилер. Сопродюсер фильма о современном искусстве "Гений места". Веду активную социальную жизнь: Charity Hunter аукциона благотворительных встреч Meet For Charity. Интервью — мой любимый жанр. Широкий спектр деятельности и круг общения вдохновляют на то, чтобы делиться своими наблюдениями с читателями.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *