Дружба в творческой среде — тонкое произведение искусства

Искусство дружить. Этим мастерством владеет не каждый. Да и не каждый этого хочет! В творческой среде отличить фарс от истинных чувств бывает еще сложнее…

Страсти, тщеславие, конкуренция и прочие псевдодвигатели успеха меняют систему человеческих ценностей и приоритетов. Но мы с вами попробуем отличить зерна от плевел, фарс от истины. В поиске добрых чувств мне помогает именно подруга: беседуем с искусствоведом, известным куратором Анастасией Докучаевой.

Познакомились мы двенадцать лет назад, сблизившись благодаря любви к искусству. Я тогда начала популяризировать современное искусство Петербурга в Москве и училась на третьем на курсе Высшей школы менеджмента в СПбГУ.

Сквозь время, все также гуляя по любимому Пушкинскому музею, не замечаем, как за дружеской беседой течет время.

Привет, Настенька. Ты, кстати, помнишь, как мы познакомились?

Конечно! В 2007, верно? Искусство, видимо, обладает магическим свойством соединять людей. Ведь сначала мы просто обсуждали арт-проекты, которые можем вместе сделать. Совершенно некоммерческие, кстати. Просто хотелось помочь реализовать оригинальные идеи наших талантливых друзей-художников. Хотелось поделиться этим опытом со всеми.

Я тебе очень признательна, что ты меня уже тогда познакомила с художниками, чьи имена у всех сейчас на слуху — Ваня Плющ, Илья Гапонов, Ира Дрозд…. Только что прошла их значимая выставка в ММОМА. А благодаря тебе я уже с тех пор слежу за их эволюцией. Я уверена, что только искреннее восхищение или увлечение чьей-то работой позволяет проникнуть в ее суть, оценить и предсказать ее будущее. Так что, можно сказать, что наша дружба с тобой началась с твоей дружбы с целым кластером “Непокоренных”.

художник мастерская

Я как сейчас вижу: мы в Петербурге осматриваем тогда еще зарождающийся центр современного искусства “Непокоренные 17”, галерею Marina Gisich, K Gallerу… А потом мы поехали в Москву, в Stella Art Foundation. Там начался наш творческий-дружеский путь.

Да, все, с кем ты меня знакомила в Петербурге, были твоими друзьями. Это делало наше общение не только непринужденным, но и очень продуктивным. Из этого выросли замечательные идеи, отличные кураторские проекты, как, например, выставка “Тень времени” в Царицыно, которую я курировала вместе с Таней Мыльниковой и которой я до сих пор горжусь. Мне кажется, что только проекты, основанные на дружбе, ведут к настоящему успеху. Возникает синергия сил.

Наверное, не всякую дружбу можно трансформировать в такую творческую коалицию, но и на чисто формальных деловых отношениях высококлассный арт-проект не сделаешь. Мы, конечно, живем в очень практичном мире, и это, в общем-то, правильно. Иначе нас не окружала бы такая совершенная техника, не было бы честолюбивых проектов — мы бы про многое не знали. Но искусство — область пограничная, не совсем земная.

Заметь, я не такой романтик, чтобы называть contemporary art небесным явлением. Но все равно это нечто радикально иное, художники открывают нам всякий раз разные двери в параллельные измерения. И одного прагматизма, чтобы работать с художником, будет мало. Большие арт-проекты также прекрасно чувствуют себя, когда их строят на основе дружеских отношений. Кто слышал о Стамбульской биеннале и ярмарке Istanbul Contemporary несколько лет назад? А сейчас благодаря их главе и вдохновителю Али Гюрели о них знают в мире искусства все. Сам Али мне говорил, что его стратегия — это ездить по всему миру и говорить с людьми, которых он хотел бы видеть у себя. С крупнейшими коллекционерами, галеристами, кураторами. Он просто заражает всех своим дружелюбием и любовью к тому, что он делает. Этот подход очень практичен и эффективен — все откликаются и приезжают с удовольствием.

Скажи, пожалуйста, ты вообще видишь особое отличие дружбы в творческой среде? Может, это у меня такой особый взгляд?

Я согласна с тобой. Все знают, что дружба — это топливо для хорошего проекта, для выгодных отношений, все стараются ее взрастить. С нужными людьми, конечно. А если это не получается естественным образом, то ее изображают. Я не думаю, кстати, что это так уж плохо. Ведь лучше хорошая мина при плохой игре — тогда остается путь и для достойных решений.

Но, да, у всего прекрасного есть и темная сторона. Я несколько раз видела, как некоторые мои друзья, чьи должности менялись, хотя бы временно, на менее высокие, чувствовали, как круг людей вокруг них редеет. А кто-то, еще находясь на пике влиятельности, постоянно подозревает, что все до одного вокруг дружат с “креслом”, с должностью, а не с личностью. Ведь в искусстве ставят на кон не только деньги или успех, а всего себя. Художники и кураторы сейчас показывают “миру и городу” не просто оригинальное произведение или умную выставку. Они выставляют на суд свою личность, ее многоаспектность, глубину, ее неповторимость. Я стараюсь не осуждать тех людей, кто забывается под этим каждодневным эмоциональным прессом. Но, не сомневаюсь, что это деструктивный путь.

взаимопомощь

Расскажи нам, какие реальные истории дружбы из мира художников, кураторов, меценатов тебе известны?

Как мы говорили с тобой, дружба в мире искуства явление противоречивое. Анри Матисс и Сергей Щусев, его главный меценат из России, долго и душевно переписывались. Матисс, на самом деле, обязан Щусеву не только дружбой, но и ростом цен на картины благодаря постоянным заказам. Творчество Анри Матисса в то время пугало неподготовленного зрителя необузданными красками. Но когда Щусев был вынужден оставить Россию после революции и уже не имел средств для такого же активного коллекционирования, Матисс не дарил ему картин, скидок не делал.

Проще дружить в искусстве, как мне кажется, людям из немножко разных его областей. Дружеские вечера Тициан многие годы устраивал со своим приятелем Аретино, автором одного из первых европейских эротических бестселлеров. На их мероприятия французские дамы старались попасть с особой страстью. На основе этих светских “тусовок” были задуманы многие произведения. Тициан наутро шел изображать злотовласых богинь, Аретино — писать о них.

Кстати, Аретино является также примером одной из самых известных антидружб в истории искусства. Отличаясь ядовитым языком, Аретино долгие годы злил Микеланджело. В итоге художник, когда писал свой великий “Страшный суд” в Сикстинской капелле, сделал ироничный портрет-перевертыш: Аретино держит в руке спущенную с человека кожу — автопортрет Микеланджело. Однако, тем и прекрасен мир искусства, что его люди способны на самые необычные поступки и неожиданные чувства. Пушкин так ненавидел эксцентричного Толстого-американца за сплетни, что многие годы рвался с ним на дуэль. Когда же встреча произошла, возникла такая крепкая дружба, что именно Толстой держал над Пушкиным свадебный венец во время венчания поэта с Натальей Гончаровой.

Настя, а если мы расскажем о современных поэтах? Изменилось ли что-то кроме нарядов и средств письма?

Говоря о поэтах современных, со многими из которых я знакома благодаря Московскому поэтическому клубу, стоит уточнить, что среди них дружба возникает чаще, чем между художниками. Возможно, дело в том, что поэзия сегодня нечто совершенно некоммерческое? Александр Рытов и Евгений Никитин, сооснователи Московского поэтического клуба, дружат долгие годы. А это влиятельные люди в сфере дипломатии и искусства. Благодаря их дружбе, дискуссиям, спорам рождались отличные идеи, в том числе эксперименты по соединению поэзии и современного искусства на больших международных проектах в Салониках и в Венеции. Дружба иногда правда меняет мир вокруг в лучшую сторону, иначе и не скажешь.

творчество

Взаимная радость за успех — это реальное проявление дружбы для меня. История дарит нам такие примеры?

Ты права, это настоящее доказательство дружбы. Поэтому такое редкое. Гораздо проще вспомнить истории, где кого-то друзья критиковали и осуждали. Когда Гоголь издал свою переписку с друзьями, от него отвернулись буквально все, хотя он уже был более чем знаменит.

Художник Делакруа всегда восхищался талантом Шопена, смаковал каждую его новую балладу или мазурку. Он же создал один из самых романтических и проникновенных портретов композитора. Антон Рубинштейн всегда радовался успехам своего друга Чайковского и так его оберегал, что иногда Петру Ильичу это попечение было в тягость. Я думаю, дружбе сложиться проще, когда люди работают над общим проектом — они всем успехам и горестям радуются вместе.

А что ты скажешь про сегодняшний день?

Мария Файндерс — одна из крупнейших фигур мировго арт-пиара. Она возглавляла пиар Венецианской архитектурной биеннале, Венецианской биеннале искусства, бюро Рема – OMA, сейчас стоит во главе отдела музея Майи Хофман LUMA. При этом она, мне кажется, дружит со всем миром и всегда искренне рада успехам, проектам друзей и знакомых.

Художники часто замкнуты и закрыты от окружающего мира. Одиночки по духу. Если ты с ними уже просто рядом, просто по-дружески любишь — для них это уже показатель? Как думаешь?

Мне кажется, что в этом вопросе, как в хорошей живописи, миллион градаций и нюансов. Конечно, погоня за признанием критики и музеев, за самореализацией, за проектом мечты, даже просто за приглашением на ужин, где в теории можно подружиться с нужными людьми, разрушает дружбы уже существующие. Или, скорее, делает многие дружеские отношения более поверхностными. Люди хотят защититься от возможного удара, хотят быть практичными, стремятся изображать дружеские чувства, а не рисковать ими. Но, наверное, это тренд времени. Такой “гостевой брак в дружбе”. Все мило, отфильтровано, перспективно. Никто не скатывается, сцепившись, вниз по лестнице, как когда-то два друга Есенин с Катаевым. Последний, кстати, хотя его многие ругали, обладал тем самым редким даром радости за творческую победу друга.

картины

Мы с тобой много времени посвящаем современному искусству. Давай вместе скажем спасибо тем, кто сегодня умеет дружить в такой непредсказуемой и неординарной среде.

Полностью поддерживаю! Настоящее искусство всегда честно, как настоящая дружба, и не знает границ.

Фото: pxhere.com

Поделиться:

Елена Кессарийская

Автор
Елена Кессарийская

Москва - Санкт-Петербург: из искусства в глянец. Творческое и управленческое начало поддерживают во мне гармонию - это мой Инь и Ян. Знаю, что в медиа сфере меня называют инфлюенсером. Мне же близка формулировка - «проектор умной среды». Креативный продюсер проектов в сфере искусства, арт-дилер . Сопродюсер фильма о современном искусстве «Гений Места». Стратегический управленец и социолог по образованию. Веду активную социальную жизнь. Свои профессиональные навыки реализую в спортивных и благотворительных фондах.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *