Путь выставки «Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства»

коллекция Морозова

Коллекция собраний произведений искусства была представлена на выставке в здании фонда Louis Vuitton в Париже и должна была завершиться 22 февраля, но работа выставки была продлена до 3 апреля. Вернутся ли живописные шедевры конца XIX — первой четверти ХХ века в Россию в апреле, как ранее планировалось? О значимости и о культурном наследии коллекции — в интервью колумниста HBS Елены Кессарийской с искусствоведом Анастасией Докучаевой.

Об «исчезновении» у нас (надеюсь, временном) бутиков Louis Vuitton и брендов компании LVHM переживают fashionista и говорят многие. Но вот хотелось бы вновь поскорее увидеть в собрании наших музеев коллекцию произведений искусства, собранную меценатами, коллекционерами братьями Иваном и Михаилом Морозовыми.

В полном виде коллекция выехала впервые. До этого только отдельные произведения музеи давали на выставки. Вернутся ли живописные шедевры конца XIX — первой четверти ХХ века в Россию в апреле, как ранее планировалось, пока неясно…

В этом интервью мы говорим с искусствоведом Анастасией Докучаевой о значимости и о культурном наследии коллекции произведений искусства собрания Морозовых.

Анастасия, коллекция Морозовых — расскажите нашим читателям подробнее о коллекции. Почему за нее (а сейчас много наших экспонатов за границей) переживают больше всего?

Елена, так сложилось, что сегодня больше всего ценят художников, совершивших новаторские открытия в живописи второй половины XIX — начала ХХ веков. Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Пикассо, Матисса и их собратьев. На выставки, где упомянуты эти имена, приходит больше всего публики, они бьют рекорды на аукционных торгах. Эта слава пришла к ним постепенно. И одним из первооткрывателей, создавших в России коллекцию работ мастеров этого круга, которая даже близко не имела себе равных во Франции, был Иван Морозов. Само его имя может стоять в одном ряду с теми великими авторами, чьи работы он собирал, как такого же первооткрывателя. Дягилев в это время восхищал парижан русским балетом, а Морозов и Сергей Щукин приобретали лучшие работы своей эпохи. Не зря про них говорили, что «русские захватили Париж». По отобранности и качеству работ коллекция Морозова в полном смысле слова бесценна. В том числе и как памятник Морозову, его чутью, его вкусу и русской культуре, которая его сформировала. Не стоит забывать, что в его собрании были и первые русские имена и они также показаны сейчас в Париже, чтобы создать контекст личных и эстетических интересов русского мецената, и они также находятся под угрозой оказаться «невозвращенцами».

Анастасия, какие самые уникальные экспонаты в коллекции Морозова? Как считаете, сам Морозов чувствовал, какие произведения будут шедеврами или скупал все, а время расставило все по местам?

Елена, скажу, что коллекционировать Морозов начал с работ русских художников, близких мирискусникам — Серова и Сомова. И их же советами пользовался, когда несколькими годами позднее стал активно покупать работы французов-новаторов. Коллекционирование по-настоящему захватило его как страсть. Он не пропускал ни одной крупной парижской выставки, был знаком со всеми ведущими маршанами. И, надо сказать, что в необычайно пестром и непрозрачном для иностранца художественном мире Парижа он практически сразу понял, что он ищет. Среди первых купленных им там работ Сислей и Ренуар, в то время, как парижский арт-рынок того времени предлагал и превозносил и сотни других имен, ныне забытых или утративших значение. Вкус и чутье Морозова практически никогда не подводили его. Искусство было тем воздухом, которым он дышал. Неслучайно, видимо, он не смог долго прожить, когда оказался разлучен со своей коллекцией после революции 1917 года. И неслучайно одно из лучших полотен в его коллекции, показанное и в фонде Louis Vuitton, это портрет кисти Серова, где Морозов позирует на фоне натюрморта Матисса — и получается, что и портретируемый, и пишущий его художник существуют одновременно в мире и русской, и парижской живописной культуры.

На мой взгляд, самые уникальные экспонаты коллекции: Пикассо «Девочка на шаре», «Мадам Жанна Самари» Ренуара, Ван Гог, Гоген, Матисс…

Анастасия, а почему именно Франция претендует на эту коллекцию как постоянную?

Как я упоминала, Франция — страна, где Морозов покупал европейские модернистские работы. Это был центр искусства своего времени. Ну и большая часть художников в его коллекции — французы..

Добавлю, что изначально собрание Морозова, когда он покупал эти вещи, было сильнее европейских коллекций модернизма начала ХХ в. И со временем, даже когда появились огромные музеи в США и Европе с работами импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов — по качеству, отобранности работ, по собранным первым именам — собрания и Морозова, и Щукина войдут в любую топ-подборку.

Анастасия, были ли в истории похожие случаи «застрявших» коллекций? Как думаете, насколько вероятно, что экспонаты скоро вернутся в Россию?

Скифское золото так и не вернулось пока в мвзеи Крыма. Но этот прецедент сопровождает долгий и юридически сложный судебный процесс. Коллекция Морозова, хотелось бы надеяться, вернется в свои музеи. Пока что президент Франции Макрон и глава группы LVMH Бернар Арно дали устные гарантии этого. Все призывы задержать коллекцию звучат в основном в соцсетях и противоречат французскому законодательству. Однако, сейчас будут огромные логистические сложности с безопасным возвратом работ. Ну и, конечно, наследники Морозова, скорее всего, подадут иск с требованием вернуть им работы. Ведь после революции они были национализированы советским государством. Однако, заметим, сам Морозов не хотел, чтобы его шедевры покинули Россию.

Если предполагать самый отрицательный вариант развития событий, то есть невозвращение коллекции в свои родные музеи, то, конечно, самой невосполнимой частью окажутся работы французских авторов. Хотя Морозов собирал и первоклассную живопись своей эпохи, все эти имена — Серов, Сомов, Гончаров, Ларионов — сейчас продолжают быть в эпицентре внимания, но если смотреть на эти вещи из морозовского собрания в контексте возможных потерь, то очевидно, что в российских музейных коллекциях эти авторы представлены гораздо более широко, чем Гоген или Ван Гог. К тому же, у Морозова и его дела собирательства и сохранения лучших произведений есть и замечательные последователи, коллекционеры, чьи собрания были сформированы в последние десятилетия. Фокус во многих из них как раз на работах русских модернистов.

Анастасия, благодарю за экскурс в историю коллекции Морозова. Как же хочется верить, что все эти шедевры мы вновь увидим в России.

Читайте также:

Поделиться:

Елена Кессарийская

Автор
Елена Кессарийская

Москва — Санкт-Петербург: из искусства в глянец. Творческое и управленческое начало поддерживают во мне гармонию — это мой Инь и Ян. Магистр социологии, член "Союза пиарщиков России". Свои профессиональные навыки реализую как эксперт в области корпоративной культуры, связей с общественностью и продвижения личного бренда. Креативный продюсер проектов в сфере искусства, арт-дилер. Сопродюсер фильма о современном искусстве "Гений места". Веду активную социальную жизнь: Charity Hunter аукциона благотворительных встреч Meet For Charity. Интервью — мой любимый жанр. Широкий спектр деятельности и круг общения вдохновляют на то, чтобы делиться своими наблюдениями с читателями.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *