Жертвенность в кинематографе и в жизни: психологические расстановки и лайфхаки от коуча Светланы Квитко на примерах из фильмов

Светлана Квитко, психолог

«Что наша жизнь? Игра!» Какой путь проходят актеры для того, чтобы сыграть роль, чего им это стоит. И чему может нас научить. Психолог Светлана Квитко об актерской жертвенности и психологических лайфхаках на примерах из кино.

Сегодняшнюю тему рассмотрим в нескольких плоскостях. Во-первых, в направлении — жертвуют ли актеры чем-то личным для исполнения роли в фильме? Если да, то на что они готовы пойти, отчего на это соглашаются и что получают? И можно ли в кино без этого обойтись? Во-вторых, примерами из фильмов продемонстрируем несколько путей, показывающих, как не стать жертвой обстоятельств и помочь себе? А еще заглянем в треугольник Карпмана и узнаем, почему жертва часто становится агрессором?

Психолог Светлана Квитко
Светлана Квитко, психолог

А вы мечтали ли когда-нибудь стать актером? Если да, то что именно привлекало вас в этой профессии? Порой, мы видим лишь красивую картинку, «сцену в ресторане», но совсем не догадываемся, что в действительности стоит за работой над фильмом до и во время съемок: какая она «кинокухня»? Перенося метафору «приготовления еды» в кино, давайте возьмем лишь один аспект подготовки и узнаем, как происходит предпродакшн для актера? Так многие актеры ловко перевоплощаются, меняя свое амплуа. Задача актера «вжиться» в своего персонажа, на время стать им. Существует даже своего рода оценочная шкала того самого вживания: верю — не верю. Удивительно, но отчасти в жизни происходит так же — где-то мы верим, а каким-то переживаниям и состояниям — нет. Ведь каждый из нас в течение дня тоже «играет» разные роли, а точнее — переключается из одной эмоциональной и формальной роли или состояния в ней в другую. Бывает так, что формальные роли и эмоциональные состояния могут не совпадать. Так мужчина в формальной роли мужа может часто транслировать жене роль «малыша», просить дать ему материнской заботы и любви. В таких парах нередко возникают проблемы в сексуальной сфере, так как иметь близость с «мамой» становится невозможным. В таком случае положительную динамику в отношениях с партнером мужчина может заметить только лишь «проработав» свои отношения с матерью. А также «накормив» своего внутреннего ребенка тем, в чем он нуждается.

Актер, исполняя роль героя фильма, вживается в образ своего персонажа и даже идет на жертвы, связанные с этим. Так советский актер Анатолий Солоницын для сьемок в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» молчал четыре месяца, чтобы во время съемок эпизода снятия обета молчания его голос звучал действительно осипшим. А вы могли бы молчать столько? А чтобы сняться в кино? Актер с детства мечтал сниматься в кино и поэтому с особым трепетом вживался в предложенные роли. Для исполнения роли Достоевского в так и не снятой экранизации «Идиота» он и вовсе был готов пойти на пластическую операцию, чтобы еще больше походить на своего персонажа.

Думаю, что многие наши читатели наверняка знакомы и любят героиню Бриджит Джонс британского фильма 2001 года «Дневник Бриджит Джонс», экранизации одноименной книги Хелен Филдинг, так блестяще сыгранную Рене Зеллвегер.

Дневник Бриджит Джонс, кадр из фильма
Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс»

Актриса признается, что для образа Бриджит Джонс, комплексующий по сюжету фильма из-за своего избыточного веса, она набирала вес на целых 13 килограммов. Затем актриса резко худела уже для роли Рокси в фильме «Чикаго», где она за достаточно короткий период времени предстала перед зрителями уже стройной преступницей. При этом сама же актриса в одном из интервью поделилась: «Актерская карьера не должна наносить ущерб моему здоровью и жизни». Как думаете, благодаря чему Зеллвегер удавалось так быстро меняться?..

Не менее привлекательна в подобном смысле и биография актера Кристиана Бэйла. Похудеть на 20 кг, прибавить 40 кг — для него это уже почти регулярная задача, ведь он делал это далеко не один раз. Так в легендарном «Американском психопате» мы видим не только самовлюбленного маньяка, но и мужчину, обладающего, ну если не идеальным, то точно рельефным телом. Перед съемками фильма актер сидел на специальной диете и занимался с персональным тренером по три часа в день. Согласитесь, что полученное в результате «побочного» эффекта от подготовки к образу персонажа для съемок тело — это все же приятный бонус. А вот становиться болезненно изможденным и худым — ну совсем никто не хочет. «Я почти не ел — вот и весь секрет», — рассказывает Бэйл о подготовке к фильму «Машинист», где он сыграл Тревора Резника, у которого долгое время были проблемы со сном, из-за чего он не совсем понимал, где сон, а где реальность. Для того, чтобы сыграть истощенного машиниста станка, Бэйл скинул 30 килограммов. И это лишь несколько примеров отважного актерского пути.

Итак, как видно из примеров, вживаясь в роли своих персонажей, актеры принимают весьма смелые решения и меняют себя, свой привычный образ жизни. Конечно, такая включенность в роль отчасти требует от актера «выключения» себя. Подобная самоотверженность вызывает уважение, но как специалиста помогающей профессии меня все же интересует — насколько такой образ жизни актера помогает не потерять себя «человека» и оставлять пространство для того, чтобы быть собой, где та здоровая грань, позволяющая не стать жертвой постоянных перевоплощений? …Где «я настоящий»?

В одном из интервью Рене Зеллвегер призналась, что решила на достаточно долгий период взять паузу от съемок и какой-либо социальной активности и побыть наедине с собой. Она объясняет это тем, что практически перестала чувствовать и понимать себя, не находя себя «настоящую». Актриса проходила долгий курс психотерапии, помогавший ей снова «обрести себя».

Человек каждый раз совершает выбор, в том числе выбирает «свою» роль в коллективе, сообществе.

Жертва не может быть сама по себе, одна из составляющих формирования данного поведения — это наличие рядом агрессора. Они словно магниты притягивают друг друга. 

Рассматривая отношения между ними, хочется отметить особый защитный процесс — «идентификацию с агрессором». Впервые о данном феномене бессознательного отождествления человека с теми, кто ему угрожает, заговорил еще Зигмунд Фрейд. Он отмечал, что если человеку не нравится подвергаться агрессии, то он может попытаться сам стать агрессором, интроецируя его черты.

Похожую динамику можно увидеть в психологической концепции взаимодействия между людьми «Треугольник Карпмана», представленной в 1968 году Стивеном Карпманом и ставшей столь популярной. Данная модель описывает три привычные психологические роли — жертвы, преследователя (агрессора) и спасателя. Но не все так просто — многие психологи убеждены, что нахождение в той или иной роли имеет чаще всего скрытый, не всегда очевидный мотив. Характерной особенностью жертвы является отсутствие желания «взрослеть» или брать на себя ответственность. В этой связи жертва «ищет» себе спасателя или ту фигуру, которая будет готова за нее принимать на себя действия и связанную с этим ответственность. В данном случае можно говорить о выгоде — быть жертвой иногда удобно, и это тоже выбор.

Но все-таки не всегда мы можем «позволить» себе стать жертвой. Мы можем не поддаться столь раздирающему желанию сдаться и стать жертвой обстоятельств. Порой не упасть в пропасть может помочь юный маленький спасатель. Не всегда спасатель является к нам в роли «мускулистого силача». Так и персонажа Уилла Смита в фильме «В погоне за счастьем» мотивирует, а по сути спасает его малолетний сын, который вместе с ним проходит круги испытаний и сложностей, свалившихся на плечи начинающего бизнесмена, в конечном счете оказавшегося бездомным. Наверно, сюжет фильма и его составляющие можно назвать типичной американской мечтой или сказкой, но все же фильм не так уж и банален.

А как еще можно справляться с наваливающимися сложностями и не превращаться в жертву обстоятельств, когда силы уже на исходе и хочется лечь под одеяло и скрыться там от проблем или выбежать далеко в лес, чтобы прокричаться и изгнать свою обиду? Главное — помнить, что выход и выбор, как вести себя, есть всегда. Один из способов нам показала в фильме «Дикая» героиня Риз Уизерспун. Из возможных вариантов она выбрала не корить себя за разваливающийся брак и смерть матери. Ее горный поход стал не просто путешествием в сложный жизненный период, а дорогой к себе.

Какой путь вы выбираете себе?..

Читайте также:

Поделиться:

Светлана Квитко

Юриспруденция, психология, глянец... Работая в области права, разбирая то или иное дело, невольно наталкиваешься на вопрос о мотивации людей. Желание разобраться в поведенческом факторе привело меня в психологию и коучинг. А профессиональное психологическое образование и большая любовь к кино — в Hot Beauty Spot. Мне интересны психологические разборы, мотивация героев и особенности их поведения. На страницах HBS я предлагаю вашему вниманию психоанализ по образам героев фильмов и сериалов, получивших признание зрителя.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *