О мире цифрового искусства. Пересечение финансового и арт-мира: крипто-арт

Современное искусство уходит в онлайн, где виртуальный мир становится реальнее офлайна. Цифровое искусство набирает обороты, а цифровые художники могут монетизировать свои произведения в современных форматах за суммы, не уступающие сделкам в трациционном арт-мире.

О главном тренде 2021 года в блокчейне — токенах NFT — и будущем коллаборации искусства и технологий — в интервью колумниста HBS Елены Кессарийской с основательницей школы искусств Masters Полиной Бондаревой.

Полина Бондарева, основательница школы искусств Masters
Полина Бондарева, основательница школы искусств Masters

На арт-рынке бум продаж цифровых произведений в формате #NFT — невзаимозаменяемого цифрового токена.

В цифровом искусстве произведение можно тиражировать бесконечно, а NFT делает его уникальным.

По сути, коллекционеры продают друг другу сертификаты подлинности в крипте. Соединяющей искусство, финансовые технологии и блокчейн.

Изначально этот уникальный токен и был самим произведением. Сейчас токен используется для подтверждения права собственности на объект, его нельзя заменить без согласия владельца.

Это теория, а реальную ситуацию мы можем ловить буквально в моменте.

Предлагаю разобраться в нюансах, понять тренды развития NFT-искусства, и вообще понять, Искусство ли это или веяние моды?

Я рада, что сегодня «все точки» над NFT мне поможет расставить основательница школы искусств Masters Полина Бондарева.

Елена Кессарийская, колумнист HBS
Елена Кессарийская, колумнист HBS

Полина, расскажи, пожалуйста, с чего начался путь созидания NFT.

С технологии. Блокчейн больше десяти лет будоражит сознание энтузиастов, и его потенциал все еще не до конца понятен. Самая первая форма применения блокчейна, которая набрала популярность, это, конечно, криптовалюты. Что такое криптовалюта по своей сути? Это цепочка из взаимозаменяемых токенов, блоков информации о самих себе. Парадоксальным образом ограниченность этой цепочки и ее способность делиться на отдельные кусочки сделали эти кусочки идеальной альтернативой традиционным валютам. Понятно, что криптовалюты часто используют для нелегальных целей, но они все больше и больше становятся просто одним из финансовых инструментов. Специалисты долго думали, для чего еще применить блокчейн, и оказалось, что принцип уникальных токенов, внутри которых зашита информация о всех их владельцах, может быть полезен для цифрового искусства. Всегда стояла проблема, как отличить одну копию цифрового файла от другого? Теперь эта проблема решена. Конечно, музеи давно покупают так называемый «нет-арт» и даже видеоигры (например, МоМа в Нью-Йорке), но там речь идет о юридических отношениях между их создателями и огромными институциями. Музеям не так важно, что где-то есть другие копии, им важно, чтобы их копия была легальной. Рядовых участников рынка, как художников, так и коллекционеров, это никак не касалось, да и рынка никакого не было. Сейчас стало понятно, что запрос давно созрел — и техническая инновация позволила развиться целому пласту культуры.

Юлия Вергазова. Magic Dump / Волшебная свалка, 2021

Почему NFT — это новая форма искусства, а не веяние моды, финансовая пирамида, как пытаются говорить консерваторы…

Я бы не стала говорить, что NFT — это форма самого искусства, это скорее инструмент, который позволяет развиваться искусству, не имеющему физической основы. Мне кажется, правильней будет сравнить NFT с коммерческой галереей. Точно так же, как галерея современного типа позволила художникам, например, импрессионистам или передвижникам, создавать картины, отличающееся от традиционного академического салонного искусства, NFT позволяет художникам создавать коммерческое искусство, не имеющее физического воплощения. Тут открываются различные перспективы для очень разных участников индустрии культуры, но реального понимания всех возможностей пока нет ни у кого, кто бы что ни говорил. Мы сейчас находимся в ситуации «золотой лихорадки», первоначального накопления богатства, разработки принципов деятельности. Глядя на Дикий Запад, едва ли кто-то мог предсказать будущую реальность Силиконовой Долины или Голливуда, хотя их история тесно связана. Так и мы сейчас не можем знать, куда нас приведет мир новых технологий.

Из чего складывается стоимость NFT-искусства?

Ты знаешь, тут такие же принципы, как и в традиционном мире искусства, и на рынке вообще. Первое, что всегда нужно помнить, что цена не равна культурной значимости, не всегда самое дорогое — это самое важное. Это очень простая мысль, но она помогает допустить, что ажиотаж может быть случайным, но при этом он ведет к очень высоким ценам. Тренд последних месяцев заключается в том, что самые дорогие NFT-работы получаются у художников, которые стояли у истоков движения. Коллекционеры и дилеры ощущают, что раз эти художники были там в самом начале, значит их работы аутентичны, заслуживают доверия. Вопрос доверия тут ключевой. Насколько мы готовы тратить очень большие деньги на экспериментальное искусство, вокруг которого еще не до конца сформировалась инфраструктура? Еще не утихла борьба между площадками, выставляющими NFT, только начали подключаться большие музеи, появились первые блоги, освещающие мир криптоискусства. При этом большие игроки уже в деле, и они быстро учатся. В рынке NFT-искусства уже участвуют все аукционные дома, звезды шоу-бизнеса первой величины, такие как Jay-Z и Майк Тайсон, ставят на обложки своих социальных сетей NFT-аватары из своих коллекций, популярнейшие арт-критики уже перестали смеяться над NFT-искусством и начали писать о нем всерьез, так что механизмы все те же, чем больше спрос — тем выше цена.

NFT — это уникальный арт-объект? Считаешь ли ты уместным делать тиражные объекты (а такие есть), ведь это незаменимый актив?

Я довольно спокойно отношусь к любым экспериментам. Сфера NFT-искусства настолько молода, что еще нет четко устоявшихся правил. Любые правила — это же не только традиция, но принципы, прошедшие проверку временем. Сейчас еще рано говорить, что те или иные модели точно эффективно работают. Мы видим много энтузиазма, видим открывающиеся возможности, но мы не до конца понимаем, кто эти художники, которым интересно работать в мире нематериального, и главное, кто эти коллекционеры, которые готовы тратить десятки и даже сотни тысяч долларов на работы малоизвестных художников. Сейчас мы видим, что наибольшей популярностью пользуются изображения из огромных коллекций сгенерированных персонажей, например, CryptoPunk или Bored Ape Yacht Club. Видя, что на других персонажей находятся покупатели, коллекционеры увлекаются сами, понимают, что смогут перепродать свои покупки, возможно с выгодой для себя. Это немного инфантильное чувство, люди собирают фигурки как игрушки в детстве, это способ снова почувствовать себя ребенком. Но это работает, как мы видим, люди тратят миллионы на некоторые их этих NFT. Насколько это долгосрочно? Я не знаю, в этом процессе участвует очень много спекулянтов и энтузиастов, сложно сказать, как этот рынок будет выглядеть в ближайшем будущем. Но зато мы видим, что рынок постоянно растет, не в денежных объемах, но в количестве операций и количестве участников. Это самое главное, это делает рынок гибче и устойчивей.

Как ты видишь путь развития NFT? Будут ли сегодняшние художники в большинстве своем переходить на этот формат?!

Мне кажется, нас ждет более глубокая интеграция мира NFT-искусства в традиционные культурные процессы. Уже сейчас мы видим, что опытные художники выпускают свои NFT и вполне успешно их продают. Я не знаю, видела ли ты новость, Дэмиен Херст сделал серию из десяти тысяч новых работ и предложил покупателям выбрать либо физический формат, либо NFT, при этом вторая форма работы уничтожается. Это такой эксперимент, коллективная игра, которая позволит нам понять, чем интереснее владеть коллекционерам, которые знают, кто такой Херст, и готовы покупать его работы. Все работы уже распроданы с огромным запасом! С другой стороны, мы видим, что возникают новые режимы работы с NFT. Например, многие пытаются создать различные виртуальные площадки, чтобы их выставлять, и само это пространство при этом тоже является NFT! И это не какое-то маргинальное явление, аукционный дом Sotheby’s уже создал виртуальную копию своей штаб-квартиры, чтобы показывать там будущие лоты. Уже есть площадки для аренды NFT, возникают попытки создать NFT на других блокчейн-платформах, помимо Ethereum. Большинство из этих инициатив обречено на провал, но точно так же прогорели большинство золотоискателей в Калифорнии, проваливаются большинство технологических стартапов. Это необходимая жертва, чтобы в итоге возникло что-то жизнеспособное.

Кто из художников тебе видится топовым в NFT?

Мне наиболее интересны художники, которые давно занимаются проблемой технологий в культуре, и сейчас очень осмысленно подходят к возможностям NFT. Это, например, новозеландец Саймон Денни или японец Реджи Икеда. Их NFT не продаются за миллионы, но в них есть интересный концептуальный элемент, и я уверена, что они не потеряют своей культурной ценности, даже если мода на цифровое искусство схлынет. Серия CryptoPunks мне тоже кажется интересной — но скорее как социальный феномен. Ребята из Larva Labs сгенерировали картинки при помощи программы, то есть здесь нет автора как такового, но при этом вокруг этих картинок сложился круг увлекшихся ими коллекционеров, и это интересно. Larva Lab были одними из первых, если не самыми первыми, кто выпустил NFT в современном понимании, они приложили много усилий, чтобы разработать сам принцип NFT, который сейчас уже кажется простым и очевидным, и это стоит ценить. Они действительно интересные художники, я буду за ними следить, даже если рынок NFT в его текущей форме рухнет.

Нужно ли вводить в художественных академиях кафедры цифрового искусства — как считаешь?

Пока рано. Преподавать надо принципы, которые уже прошли хоть какую-то практическую проверку. Несомненно, надо поощрять студентов думать о технологиях, экспериментировать, думать о темной стороне цифрового искусства, в первую очередь катастрофических тратах электричества, необходимого для изготовления токенов и каждой перепродажи. Это очень серьезный вопрос, на который большинство участников рынка закрывают глаза несмотря на то, что в остальное время притворяются, что их очень волнует проблема изменения климата. Художественные академии — это пространство, где должно преобладать творчество и интеллектуальный труд, популярность NFT на данном этапе завязана на рыночные процессы, и это плохо согласуется друг с другом.

Как ты считаешь, с чего начать коллекционерам в сфере NFT, на что ориентироваться?

Самое главное — стоит получать удовольствие от процесса. Риски пока слишком велики, не стоит тратить больше денег, чем вы готовы потерять. Ну и игнорируйте обещания заработать деньги, покупая бездумные копии успешных проектов. Лучше вложить деньги во что-то, во что вы смогли поверить, что вы будете ценить, даже если не сможете в будущем перепродать. Покупайте работы художников, которых вы хотите поддержать. Как и в случае с любым другим искусством, его ценность лежит в новом для вас опыте, не стоит бездумно гнаться за трендами или чужими советами, это ваша коллекция и ваши культурные впечатления.

Вдохновляйтесь! Будьте смелее и дальновиднее в приобретении прдметов искусства!

Ваша Елена Кессарийская

Поделиться:

Елена Кессарийская

Автор
Елена Кессарийская

Москва — Санкт-Петербург: из искусства в глянец. Творческое и управленческое начало поддерживают во мне гармонию — это мой Инь и Ян. Магистр социологии, член "Союза пиарщиков России". Свои профессиональные навыки реализую как эксперт в области корпоративной культуры, связей с общественностью и продвижения личного бренда. Креативный продюсер проектов в сфере искусства, арт-дилер. Сопродюсер фильма о современном искусстве "Гений места". Веду активную социальную жизнь: Charity Hunter аукциона благотворительных встреч Meet For Charity. Интервью — мой любимый жанр. Широкий спектр деятельности и круг общения вдохновляют на то, чтобы делиться своими наблюдениями с читателями.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *