Киновдохновение: стиль через пленку

Колумнист HBS Елена Петрова-Кессарийская: продолжаем знакомить читателей с миром искусства. На очереди – кино и поиск собственного стиля через культовые образы XX века!

Искусство не знает границ, объединяет время и пространство – это истина. Кино – искусство, которое создаёт параллельную реальность. Киноискусство формирует образы, даже действия. Сегодня мы остановимся на примерах созидательных – на образах героинь, которые стали легендарными в мире стиля и моды. Эту тему мы раскроем вместе с историком моды, преподавателем Британской высшей школы дизайна, искусствоведом и профессиональным имиджмейкером Алёной Арефьевой.

— Алена, когда я продумывала тему нашей беседы, в моем сознании сразу возникли любимые образы Одри Хепбёрн из фильмов “Завтак у Тиффани” и “Как украсть миллион”. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, как формировался стиль этих героинь? 

— Елена, что касается героинь Одри Хепбёрн в “Завтрак у Тиффани” и “Как украсть миллион” – это абсолютно разные образы, даже контрастные. Объединяет их то, что один и тот же модельер, Юбер Де Живанши, занимался костюмами. Он почти для всех ролей Одри Хепбёрн делал костюмы. Это дружба длиною в жизнь.

Однако неувядающий образ героини Одри в “Римских Каникулах” связан с мастерством знаменитого костюмера Эдит Хэд из Голливуда. Она создавала наряды для многих фильмов, в том числе часто работала с Альфредом Хичкоком.

Эдит Хэд – выдающийся художник кинокостюма, восемь раз ей присуждали “Оскар” за лучший дизайн. Никому из женщин в истории никогда не удалось получить больше.

— Почему так сложилось, что эти кадры стали примерами идеального стиля, а бренды, которые там задействованы, стали желанными и даже необходимыми для классического образа леди?

Одри Хепбёрн

— Все эти образы Одри Хепбёрн объединяет утончённость и элегантность. Кадры – мощнейший источник вдохновения для ценителей творчества. Они созданы с большим вкусом, пример истинной красоты и стиля. Видны художественное мастерство Юбера де Живанши, труд портных и конструкторов.
Эстетика кинопроизведений, образы, созданные для Хепбёрн, пережили своё время. Многие приемы из этих фильмов уместны даже в наши дни. Они могут украсить любой образ, подчеркнуть стать. Да и многих дизайнеров по сей день вдохновляют наряды Одри, цитаты регулярно встречаются в современных коллекциях.

солнечные очки

Сами фильмы эмоционально и интеллектуально значимы до сих пор. Это искусство понятно всем и близко почти любому зрителю.
По поводу брендов можно сказать, что для компании “Tiffany & co” фильм “Затрак у Тиффани ” и сама книга Трумена Капоте преподнесли колоссальный подарок – product placement работает, продажи стабильно растут уже не одно десятилетие.
Многие девушки мечтают иметь хоть какую-то вещь от Tiffany. И эти мечты на 99% порождены фильмом. Это неожиданный эффект. Никто не рассчитывал, что ювелирный бренд станет культовым благодаря художественному произведению Капоте.

— Известные образы Одри стали так растиражированы, что уже даже те, кто ничего не знают о кино и моде, узнают эти кадры… Можете ли Вы рассказать о других героинях и героях из мира кино, ставших эталоном стиля? 

— Да, Елена, могу привести в пример артистку немого кино Луизу Брукс. Ее образы очень повлияли на моду XX века. Имидж Луизы Брукс графичный, запоминающийся, да и сама артистка была харизматичной  личностью. В её честь даже был нарисован комикс.
Цитаты образа можно найти в кино 90-х годов, вспомните фильм Люка Бессона “Леон”. Это первая роль Натали Портман, там есть чуть шутливые и зашифрованные отсылки к образу Луизы Брукс. Также ее образ очень прочно вошёл в современную уличную моду. Особенно причёска, графичная стрижка “паж”, которую она первая стала носить в далеком 1917 году.

Луиза Брукс
Луиза Брукс

— Алена, как у истинного ценителя и коллекционера антикварных и винтажных костюмов у вас наверняка есть любимые образы? 

— Признаюсь, любимых образов у меня много. Трудно на ком-то остановиться.
Могу точно назвать стиль Эдит Хэд для Хичкока. Образы Греты Гарбо, созданные художником по костюмам Адрианом. Люблю фильмы 30-х годов. Обожаю костюмы из оскароносного фильма “Все о Еве”, тоже рук Эдит Хэд. Из другой эпохи могу упомянуть фильм Стэнли Кубрика “Космическая одиссея”. Стиль этого фильма удивительно чистый, точный, феноменально опередивший свое время. В нем фигурируют даже прообразы айпадов и макромониторов МАС!

— А кого из современных персонажей мы назовём эталоном?

— Трудно кого-то выделить. Из фильмов последних лет эстетически значимым является “Отель Гранд Будапешт”, художником по костюмам которого была Милена Канонеро. К ее работам также относятся образы героев из фильмов “Заводной Апельсин”, “Барри Линдон”. Проходных работ у Канонеро не было – все интересные и самобытные. Могу также с радостью отметить фильм, имеющий исключительную интеллектуальную и эстетическую ценность мирового масштаба. И что самое приятное – это фильм российского производства “Мешок без дна” режиссера Рустама Хамдамова.

Стэнли Кубрик на съемках фильма "Барри Линдон"
Стэнли Кубрик на съемках фильма “Барри Линдон”

— Алена, когда мы говорим о стиле XXI века, у меня в голове сразу всплывают героини сериала “Секс в большом городе”. Хотя, признаюсь, лично мне образы героинь часто кажутся слишком кричащими и вызывающими. Что вы скажете про феномен популярности этого сериала?

— Елена, могу отметить, что картинка из “Секса в Большом Городе” – это немного комикс, карикатура с тонким юмором и гротеском, в том числе и в визуальном контексте.
Это совпадает с вкусовыми предпочтениями и имиджем Патриции Филдс, которая стилизовала костюмы героинь сериала. Фильм “Секс в большом городе” современен моде китчевой, яркой – прекрасно ложится в контекст своего времени.

Успех понятен и потому, что фильм рассчитан на самый широкий круг зрителей. Сериал начали делать в теперь уже далеком 1998 году, соответственно, транслировали эстетику 1990-х, в которой китч занимает заметное место. Ещё одна причина заключается в том, что актрисы очень хорошо справились со своими ролями, были необычайно правдоподобны, эмоционально убедительны. Их довольно безыскусное, на мой взгляд, обаяние подкупает, а многосерийность позволяет по-настоящему полюбить.

— Как Вы считаете, есть ли отрицательные примеры формирования модного кумира? Когда безвкусный образ стал примером подражания? 

— Честно говоря, об отрицательных примерах и говорить не хочется. Лучше концентрироваться на прекрасном.

Скажу одно, когда безвкусица и неряшливость появились в реальных нарядах, в жизни, то и в кино тоже. К 80-м годам усилилась мода на нелепость, небрежность, “фриковство” фасонов и кричащие цвета. С каждым десятилетием все больше китча, небрежного отношения к облику, а педантичность отошла на второй план. В кино хотели воссоздать документальность повседневности, продемонстрировать реальность и быт персонажа из “соседнего двора”.

— Как  Вы считаете, не вытесняет ли копирование стиля персонажа из кино индивидуальность личности? Есть ли у вас рецепт формирования своего уникального имиджа?

— Я убеждена в том, что копировать чужой стиль – это путь в никуда. Можно брать отдельные элементы. Мы же все разные, а время меняется вместе с технологиями производства тканей и потребностями людей.
Ясно, что чем больше в человеке собственной личности, тем труднее ее вытеснить. Секрет уникального имиджа в том, чтобы развивать вкус, изучать историю, языки, культуру, а также уделять внимание красоте природы.

Эдит Хэд
Эдит Хэд

— Алена, благодарю Вас за такую интересную и созидательную беседу. Чувство прекрасного и жажда погрузиться в мир кино для развития собственных образов захватили меня… и, надеюсь, наших читателей.

Будем любоваться шедеврами как природы, так и фантазии человеческой, и помнить, что только совершенству нет предела.
Камера, мотор…

До новых встреч,
ваша Елена Кессарийская

Инстаграм: @elenakessariya

Поделиться:

Елена Кессарийская

Автор
Елена Кессарийская

Москва - Санкт-Петербург: из искусства в глянец. Творческое и управленческое начало поддерживают во мне гармонию - это мой Инь и Ян. Знаю, что в медиа сфере меня называют инфлюенсером. Мне же близка формулировка - «проектор умной среды». Креативный продюсер проектов в сфере искусства, арт-дилер . Сопродюсер фильма о современном искусстве «Гений Места». Стратегический управленец и социолог по образованию. Веду активную социальную жизнь. Свои профессиональные навыки реализую в спортивных и благотворительных фондах.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *