«Прошлой ночью в Сохо»: от непонятного к ужасному — психологическое эссе по фильму

Арт
"Прошлой ночью в Сохо"

Куда ведут страхи и воображение — взгляд психолога, лайфкоуча и колумниста HBS Светланы Квитко.

«Прошлой ночью в Сохо» (англ. Last Night in Soho) — британский психологический фильм ужасов, мировая премьера которого состоялась на 78-м Венецианском международном кинофестивале 4 сентября 2021 года. Название фильма отсылает нас к одноименной песне, записанной в 1968 году группой Dave Dee.

Режиссером и одним из сценаристов фильма выступил Эдгар Райт. Главные роли в картине исполнили Томасин Маккензи и Аня Тейлор-Джой.

По сюжету фильма юная девушка Элоиза живет в сельском доме недалеко от Редрута, с любящей и заботливой бабушкой Пегги. Об отце девушки почти ничего неизвестно, а вот призрак покончившей собой матери, периодически мелькает в зеркале Элоизы. Девушка любит музыку и моду свингующих шестидесятых. Она мечтает стать дизайнером одежды и для этого переезжает в Лондон на учебу в колледж. С этого момента у девушки начинается другая жизнь, наполненная испытаниями. И первое — попытка вписаться в сообщество сверстников. Достаточно быстро девушка понимает, что жизнь в общежитии ей не подходит, и она решается снять комнату у пожилой Александры Коллинз. Решение этой задачи привело девушку к испытанию следующего уровня. Ночью она видит реалистичный сон, который переносит ее в 1960-годы. В ночном клубе Café de Paris она наблюдает за яркой и уверенной в себе молодой исполнительницей Сэнди, мечтающей стать ведущей певицей. Вскоре у Сэнди завязываются отношения с менеджером Джеком. Вдохновленная увиденным сном и образом Сэнди, утром на занятиях в колледже Элоиза создает потрясающее платье. Так постепенно ночная жизнь в Сохо и сны о Сэнди увлекают девушку…

Зигмунд Фрейд как-то сказал, что его теории отвергаются людьми днем и снятся им по ночам. В своей первой крупной монографической работе «Толкование сновидений» он писал:

Сновидение не похоже на неправильную игру музыкального инструмента, которого коснулась не рука музыканта, а какая-то внешняя сила; оно не бессмысленно, не абсурдно, оно не предполагает, что часть нашей души спит, а другая начинает пробуждаться.

Он считал сновидение «царским путем» открытия бессознательного, то есть «путем» к той части, которая не допущена в систему «Предсознание-Сознание» в результате вытеснения. Воображение Элоизы было велико. В какой-то момент нам, да и самой героине становится трудно понять — где сон, а где реальность. Ее начинают преследовать призраки мужчин из снов, мучившие когда-то Сэнди при жизни. Элоиза сталкивается с ними, они пугают ее.

Жизнь каждого из нас соткана из множества страхов. Однако страх страху рознь. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд предложил различать невротический и реальный страх, противопоставляя их. Реальный страх сопряжен с какой-то конкретной внешней опасностью, когда инстинктивные действия человека направлены на сохранение жизни. Невротический же страх всегда в нашей голове. Он направлен в будущее и не сопряжен с текущей реальной опасностью. А людям с развитым воображением, попавшим в подобное состояние, и вовсе не позавидуешь. По З. Фрейду невротический страх возникает как ответ на вытесненную либидозную энергию. Так, подавленная сексуальная энергия некуда не исчезает, а вытесняется в бессознательные слои психики, откуда все равно продолжает воздействовать на психику. Так чего же на самом деле боялась Элоиза? Куда вели ее страшные сны?

Отчасти сны позволяют нам вступить в контакт с самим собой на более глубоком уровне понимания нашей личности. Так при умелом толковании посланий из снов мы можем понять причины наших внутренних переживаний и найти более действенные способы для достижения внутреннего баланса. Так, юнгианский аналитик Мария Луиза фон Франц писала:

Что заставляет нас чувствовать себя живыми, так это попадание в поток бессознательной психики. По этой причине сны так важны. Каждую ночь нам предлагается, если можно так выразиться, глоток живой воды, и если нам удается понять сон, он нас воодушевляет. Мы чувствуем контакт с глубинными слоями психики, мы попадаем в центр этого живительного потока и соединяемся с ним.

М. Л. фон Франц, 1988

В какой-то момент Элоиза понимает, что эти мужчины преследуют ее не потому что хотят обидеть, они просят о помощи. Вскоре зрители меняют свое мнение о Сэнди, которая изначально казалась жертвой. Нам предстоит узнать ее секрет, а Элоизе выдержать еще одно испытание. В 1968 году американским психотерапевтом, доктором медицины Стивеном Карпманом была предложена психологическая модель взаимодействия между людьми, играющими роли спасателя, жертвы и преследователя. Изначально Карпман назвал эту схему «драматическим треугольником», и за ней закрепилось имя ее основателя. В каком-то смысле жертва — главная фигура в треугольнике, ведь именно она активирует поведение других: провоцирует агрессора и ищет защитника. Однако, важно не забывать, что жертва не такая уж и беспомощная. Она может перейти в любую другую роль — агрессора или защитника.

В финале фильма героиня предоставляет публике свою первую модную коллекцию после окончания первого курса Лондонского колледжа моды. На фоне происходящих с ней событий и нахождения на грани нервного срыва, напрашивается вопрос: как она смогла создать столь успешную коллекцию в таком сложном состоянии? Где проходит та самая грань между безумством и талантом? Вместе с тем, на мгновение кажется, что жизнь Элоизы нормализовалась и девушку ждет успешная карьера. Как вдруг в зеркале она снова видит умершую мать. Что это? Уход от реальности, новый круг безумства для «захода» на новую коллекцию или одержимость прошлым? А может пространство для следующей серии?

Читайте также:

Поделиться:

Светлана Квитко

Юриспруденция, психология, глянец... Работая в области права, разбирая то или иное дело, невольно наталкиваешься на вопрос о мотивации людей. Желание разобраться в поведенческом факторе привело меня в психологию и коучинг. А профессиональное психологическое образование и большая любовь к кино — в Hot Beauty Spot. Мне интересны психологические разборы, мотивация героев и особенности их поведения. На страницах HBS я предлагаю вашему вниманию психоанализ по образам героев фильмов и сериалов, получивших признание зрителя.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *