А у вас “достаточно хорошая мама”?.. Психологическое эссе по фильму И. Бергмана “Осенняя соната”

фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана 1978 года "Осенняя соната"

Психолог и лайф-коуч Светлана Квитко о роли матери и отношениях матери — дочери на примере сюжета фильма 1978 года шведского режиссера Ингмара Бергмана “Осенняя соната”.

Не каждая женщина становится матерью и тем более не у каждой матери рождается дочь. Однако тема отношений между матерью и дочерью среди женщин, пожалуй, все же лидирует и, может, лишь иногда уступает теме взаимоотношений с мужчинами.

В одной из своих статей, посвященной различным версиям “Красной шапочки”, антрополог Ивонн Вердье показывает, что в первоначальных версиях сказок Шарля Перро и братьев Гримм совсем не волк выступал главным собеседником девочки, а ее бабушка. Более того, изначально вовсе не мужчины угрожали женскому миру, а женщины, которые пожирали друг друга.

Сегодня вашему обзору предлагаю фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана 1978 года “Осенняя соната”. Драма повествует о весьма сложных отношениях между матерью и дочерью. В своей книге “Картины” Бергман писал: “Я хочу сделать фильм о матери — дочери, дочери — матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их…”.

Фильм демонстрирует один из сценариев девиантного материнства в виде нарциссического злоупотребления, сложившегося вследствие собственной ранней нарциссической травмированности матери, ставшей в дальнейшем серьезной причиной неспособности быть для своих детей “достаточно хорошей матерью”. А что же такое быть “достаточно хорошей матерью”? Данное выражение ввел в обиход британский педиатр и психотерапевт Дональд Винникотт. Оно обозначает <мать, которая делает все, что в ее силах, допуская при этом, что может совершать ошибки>. В своих статьях и выступлениях он повторял: “Лучшее, что могут сделать специалисты — оставить матерей в покое”. Выстраивая  отношения с ребенком, важно, чтобы мать в первую очередь опиралась на свои и его ощущения, а не на некие железные правила. Она умеет прислушиваться к себе и к ребенку, а по мере его взросления способна постепенно “отпустить” его от себя, давая возможность стать самостоятельной и ответственной личностью. Я надежна — не потому, что я совершенная и идеальная машина, а потому, что я рядом и вижу, в чем ты нуждаешься. Я забочусь о тебе, я хочу, чтобы у тебя было то, что тебе  действительно сейчас нужно. Ты можешь быть уверен, что я рядом, и ты всегда можешь на меня положиться, когда бы я тебе ни потребовалась. Я люблю тебя! В совокупности именно все это делает для своего ребенка достаточно хорошая мама.

Отличная возможность провести анализ вашего материнства: оцените самостоятельно по каждому из предложений свою мотивацию и проявленность у вас.

Но давайте вернемся к фильму, где одна из главных героинь — всемирно известная пианистка, талантливая и эгоистичная, стареющая и похоронившая нескольких мужей Шарлотта. В молодости она состояла в браке, в котором у нее родилось две дочери — Ева и Хелена. Однако, основной особенностью отношений в семье было нарциссическое взаимодействие, сложившееся как между супругами, так и с детьми. Большую часть жизни Шарлотта посвятила своей профессиональной жизни, она стала виртуозной пианисткой. 

Существует ли перекос в сторону карьеры у вас? С чем это связано? Что вы по этому поводу думаете? И чувствуете?

Увлеченность Шарлотты музыкой и построением карьеры стало следствием глубокого психического переживания нарциссической направленности, сформировавшееся из-за отсутствия соединенности с собой и своим собственным я. 

Эва в исполнении Лив Ульман — жена деревенского пастора, которая приглашает к себе в гости свою мать, Шарлотту (Ингрид Бергман), с ней они не встречалась уже семь лет.

Прерву ненадолго свое повествование и задам читателям вопрос: когда вы последний раз встречались со своей мамой? Как прошла эта встреча? Есть ли что-то, о чем вы переживаете? Если да, то как можно было бы это исправить?

…Эва не столь талантлива, как мать, несмотря на то, что тоже прилично играет на фортепиано и написала две книги. Ее основное призвание — быть хозяйкой, женой, матерью и заботливой сестрой. Каждая из этих ролей имеет свои особенности. Материнство прервалось с гибелью маленького ребенка. Роль жены дается через уважение к мужу, но не через любовь, в связи с отсутствием такого навыка. В одной из написанных ею книг она пишет: “Мне нужно научиться жить на Земле, я одолеваю эту науку… Но мне так трудно… Какая я? Я этого не знаю. Я живу как бы ощупью, если бы произошло несбыточное — нашелся бы человек, который бы меня полюбил — такой, какая я есть, я бы, наконец, отважилась всмотреться в себя”. Ее муж — Виктор — так комментирует ее слова : “Как мне хочется сказать, что этот человек здесь, рядом с нею, что я боготворю ее. Я пытаюсь найти такие слова, чтобы она мне поверила и не нахожу, не могу найти”. Женщина с самого начала поделилась с ним тем, что никогда никого не любила, что скорей всего она не способна никого любить.     

Отношения со страдающей параличом сестрой Хеленой в роли Лены Нюман раскрываются через заботу о ней, Эва единственная, кто может понимать ее речь.

Итак, после долгого молчания, женщинам, а точнее близким родственникам — матери и дочери — есть о чем поговорить.

Не получив от матери ожидаемого тепла и сострадания, в том числе в связи со смертью ее ребенка четыре года назад, Эва, наконец, решается и высказывает матери все, что наболело за многие годы.

“Ты берешься судить о людях, а сама никогда ничем не интересовалась, кроме себя самой… Ты не способна на сочувствие, не слышишь того, что тебе говорят, и не видишь того, чего не хочешь видеть. Хелена и я противны тебе. Ты замкнулась на своих чувствах и переживаниях…Ты сумела разрушить мою жизнь, потому что и сама была несчастна. Ты затаптывала нежность и доброту, душила все живое, что встречалось на твоем пути. Я тебя ненавидела, ты меня — не меньше… Я была маленькой и ждала любви и тепла… тебе же нужен был восторг, поклонение, я была беззащитна перед тобой… Мама, неужели правда — неужели мое горе — это твой триумф?”. Эва также обвиняет мать в ее неискренности и фальшивости произносимых ею изредка фраз любви, отмечая, что такие, как Шарлотта — опасны для общества, “вас надо изолировать, чтобы вы никому не могли причинить зла”. 

По завершении сложного разговора Шарлотта обращается к дочери: “Помоги мне, я больше не могу, твоя ненависть так ужасна, я не осознавала, что была эгоисткой… обними меня”. Однако Эва уже не может сдвинуться с места. Незадолго до этого, выпавшая из кровати из-за своей болезни другая дочь Шарлотты тоже звала о помощи и кричала: “Мама, приди!”. Однако тогда Шарлотта, погруженная в свои страдания, снова никак не отреагировала на призыв дочери о помощи. На мой взгляд это очень символичные сцены, раскрывающие тему физической парализованности Хелены и психической парализованности ее матери, присущей ей из-за нарциссизма.

Изначально в сказках, которые я упоминала выше, символично показана не столько конфронтация с мужской сексуальностью, сколько подняты вопросы инициации девочки и утверждения ее женской самоидентичности в какой-то степени с риском соперничества. Шарлотта тоже использует свою дочь. Она служит для нее “зеркалом”, перманентно подтверждающим ее собственную значимость. Такое беспрерывное одобрение дочери помогает матери в получении нарциссического удовлетворение своего превосходства.

Конечно, мы не выбираем себе матерей, как и матери не могут выбрать себе ребенка. Вместе с тем, результаты многих педиатрических, психоаналитических и психологических исследований показывают, что матери кормят грудью и нянчат на руках мальчиков чаще и дольше, чем девочек.

Так чем же наполнены ваши отношения с матерью: соперничеством? Любовью и заботой? Или чем-то еще?..

Читайте также:

Поделиться:

Светлана Квитко

Юриспруденция, психология, глянец... Работая в области права, разбирая то или иное дело, невольно наталкиваешься на вопрос о мотивации людей. Желание разобраться в поведенческом факторе привело меня в психологию и коучинг. А профессиональное психологическое образование и большая любовь к кино — в Hot Beauty Spot. Мне интересны психологические разборы, мотивация героев и особенности их поведения. На страницах HBS я предлагаю вашему вниманию психоанализ по образам героев фильмов и сериалов, получивших признание зрителя.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *