Критика — это обязательная составляющая взаимоотношений в любых группах. Вас так или иначе критикуют близкие, друзья, коллеги. Особенно часто мы сталкиваемся с разбором своих профессиональных качеств и успехов на работе. Как реагировать на справедливую, а также и на незаслуженную критику, расскажем в этой статье.
Мы уже упоминали в одной из статей о психологе и коуче Элис Мьюир. В ее книге «Уверенность в себе» можно узнать о способах реагирования на критику. Разберем некоторые из них.
Справедливая критика
Каждый человек совершает ошибки на работе. Может сказаться стресс, неопытность, невнимательность — все, что угодно. Поэтому, начальник или коллеги могут критиковать нас вполне заслуженно. Что делать в такой ситуации?
Способ первый: принять критику. Согласиться со всеми замечаниями и решить для себя, что необходимо сделать, чтобы не совершать таких же ошибок в будущем. Желательно при этом вести себя сдержанно, не надоедать извинениями и оправданиями.
Способ второй: задавать уточняющие вопросы. Так вы разбавите напряженную атмосферу, а также покажете другому человеку свою осведомленность в вопросе и уверенность в себе.
Несправедливая критика
Вас могут критиковать и незаслуженно. Очень важно в этой ситуации постараться понять мотивы вашего собеседника и реагировать в соответствии с ними.
Способ первый: не соглашаться с критикой. Особенно, если вы понимаете, что другой человек хочет сделать вам неприятно из-за своего плохого настроения или других негативных побуждений (чувства зависти, мести). Реагируйте на все выпады в свой адрес спокойно и дружелюбно.
Способ второй: задавайте уточняющие вопросы. В отличие от реакции на справедливую критику, здесь важно делать это с крайним энтузиазмом. Рано или поздно собеседник пожалеет, что вообще заговорил с вами об этом.
Способ третий: избегайте прямого ответа. Используйте в разговоре неоднозначные фразы: «Может быть, так, но вряд ли..», «Вероятно, вы правы, но не совсем…» и т. д. Не показывайте своего расстройства и растерянности, тогда вас реже будут стараться раскритиковать.
Скрытая критика
Часто нам приходится сталкиваться с неоднозначными выпадами в свой адрес. Вроде бы, человек не сказал ничего плохого, даже улыбался, но на душе остался неприятный осадок. Как с этим справиться?
Если вы поняли, что на самом деле имеет в виду ваш коллега — скажите ему об этом прямо. Четко и ясно. Это «охладит его пыл», и впредь он будет вести себя с вами более сдержанно. Можно ответить на его завуалированную фразу также неопределенно. Это заденет собеседника, так как он поймет, что его критика не смогла достичь успеха.
Примеры ответов на скрытую критику:
Фото: freepik.com
По Элис Мьюир «Уверенность в себе»