Киновдохновение: стиль через пленку

Колумнист HBS Елена Петрова-Кессарийская: продолжаем знакомить читателей с миром искусства. На очереди — кино и поиск собственного стиля через культовые образы XX века!

Искусство не знает границ, объединяет время и пространство — это истина. Кино — искусство, которое создает параллельную реальность. Киноискусство формирует образы, даже действия. Сегодня мы остановимся на примерах созидательных — на образах героинь, которые стали легендарными в мире стиля и моды. Эту тему мы раскроем вместе с историком моды, преподавателем Британской высшей школы дизайна, искусствоведом и профессиональным имиджмейкером Аленой Арефьевой.

Алена, когда я продумывала тему нашей беседы, в моем сознании сразу возникли любимые образы Одри Хепбёрн из фильмов «Завтак у Тиффани» и «Как украсть миллион». Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, как формировался стиль этих героинь? 

Елена, что касается героинь Одри Хепбёрн в «Завтрак у Тиффани» и «Как украсть миллион» — это абсолютно разные образы, даже контрастные. Объединяет их то, что один и тот же модельер, Юбер Де Живанши, занимался костюмами. Он почти для всех ролей Одри Хепбёрн делал костюмы. Это дружба длиною в жизнь.

Однако неувядающий образ героини Одри в «Римских Каникулах» связан с мастерством знаменитого костюмера Эдит Хэд из Голливуда. Она создавала наряды для многих фильмов, в том числе часто работала с Альфредом Хичкоком.

Эдит Хэд — выдающийся художник кинокостюма, восемь раз ей присуждали «Оскар» за лучший дизайн. Никому из женщин в истории никогда не удалось получить больше.

Почему так сложилось, что эти кадры стали примерами идеального стиля, а бренды, которые там задействованы, стали желанными и даже необходимыми для классического образа леди?

Одри Хепбёрн

Все эти образы Одри Хепбёрн объединяет утонченность и элегантность. Кадры — мощнейший источник вдохновения для ценителей творчества. Они созданы с большим вкусом, пример истинной красоты и стиля. Видны художественное мастерство Юбера де Живанши, труд портных и конструкторов.
Эстетика кинопроизведений, образы, созданные для Хепбёрн, пережили свое время. Многие приемы из этих фильмов уместны даже в наши дни. Они могут украсить любой образ, подчеркнуть стать. Да и многих дизайнеров по сей день вдохновляют наряды Одри, цитаты регулярно встречаются в современных коллекциях.

солнечные очки

Сами фильмы эмоционально и интеллектуально значимы до сих пор. Это искусство понятно всем и близко почти любому зрителю.
По поводу брендов можно сказать, что для компании «Tiffany & co» фильм «Затрак у Тиффани » и сама книга Трумена Капоте преподнесли колоссальный подарок — product placement работает, продажи стабильно растут уже не одно десятилетие.
Многие девушки мечтают иметь хоть какую-то вещь от Tiffany. И эти мечты на 99% порождены фильмом. Это неожиданный эффект. Никто не рассчитывал, что ювелирный бренд станет культовым благодаря художественному произведению Капоте.

Известные образы Одри стали так растиражированы, что уже даже те, кто ничего не знают о кино и моде, узнают эти кадры… Можете ли Вы рассказать о других героинях и героях из мира кино, ставших эталоном стиля?

Да, Елена, могу привести в пример артистку немого кино Луизу Брукс. Ее образы очень повлияли на моду XX века. Имидж Луизы Брукс графичный, запоминающийся, да и сама артистка была харизматичной  личностью. В ее честь даже был создан комикс.
Цитаты образа можно найти в кино 90-х годов, вспомните фильм Люка Бессона «Леон». Это первая роль Натали Портман, там есть чуть шутливые и зашифрованные отсылки к образу Луизы Брукс. Также ее образ очень прочно вошел в современную уличную моду. Особенно прическа, графичная стрижка «паж», которую она первая стала носить в далеком 1917 году.

Луиза Брукс
Луиза Брукс

Алена, как у истинного ценителя и коллекционера антикварных и винтажных костюмов у вас наверняка есть любимые образы?

Признаюсь, любимых образов у меня много. Трудно на ком-то остановиться.
Могу точно назвать стиль Эдит Хэд для Хичкока. Образы Греты Гарбо, созданные художником по костюмам Адрианом. Люблю фильмы 30-х годов. Обожаю костюмы из оскароносного фильма «Все о Еве», тоже рук Эдит Хэд. Из другой эпохи могу упомянуть фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея». Стиль этого фильма удивительно чистый, точный, феноменально опередивший свое время. В нем фигурируют даже прообразы айпадов и макромониторов МАС!

А кого из современных персонажей мы назовем эталоном?

Трудно кого-то выделить. Из фильмов последних лет эстетически значимым является «Отель Гранд Будапешт», художником по костюмам которого была Милена Канонеро. К ее работам также относятся образы героев из фильмов «Заводной Апельсин», «Барри Линдон». Проходных работ у Канонеро не было — все интересные и самобытные. Могу также с радостью отметить фильм, имеющий исключительную интеллектуальную и эстетическую ценность мирового масштаба. И что самое приятное — это фильм российского производства «Мешок без дна» режиссера Рустама Хамдамова.

Стэнли Кубрик на съемках фильма "Барри Линдон"
Стэнли Кубрик на съемках фильма «Барри Линдон»

Алена, когда мы говорим о стиле XXI века, у меня в голове сразу всплывают героини сериала «Секс в большом городе». Хотя, признаюсь, лично мне образы героинь часто кажутся слишком кричащими и вызывающими. Что вы скажете про феномен популярности этого сериала?

Елена, могу отметить, что картинка из «Секса в большом городе» — это немного комикс, карикатура с тонким юмором и гротеском, в том числе и в визуальном контексте.
Это совпадает с вкусовыми предпочтениями и имиджем Патриции Филдс, которая стилизовала костюмы героинь сериала. Фильм «Секс в большом городе» современен моде китчевой, яркой — прекрасно ложится в контекст своего времени.

Успех понятен и потому, что фильм рассчитан на самый широкий круг зрителей. Сериал начали делать в теперь уже далеком 1998 году, соответственно, транслировали эстетику 1990-х, в которой китч занимает заметное место. Еще одна причина заключается в том, что актрисы очень хорошо справились со своими ролями, были необычайно правдоподобны, эмоционально убедительны. Их довольно безыскусное, на мой взгляд, обаяние подкупает, а многосерийность позволяет по-настоящему полюбить.

Как Вы считаете, есть ли отрицательные примеры формирования модного кумира? Когда безвкусный образ стал примером подражания?

Честно говоря, об отрицательных примерах и говорить не хочется. Лучше концентрироваться на прекрасном.

Скажу одно, когда безвкусица и неряшливость появились в реальных нарядах, в жизни, то и в кино тоже. К 80-м годам усилилась мода на нелепость, небрежность, «фриковство» фасонов и кричащие цвета. С каждым десятилетием все больше китча, небрежного отношения к облику, а педантичность отошла на второй план. В кино хотели воссоздать документальность повседневности, продемонстрировать реальность и быт персонажа из «соседнего двора».

Как  Вы считаете, не вытесняет ли копирование стиля персонажа из кино индивидуальность личности? Есть ли у вас рецепт формирования своего уникального имиджа?

Я убеждена в том, что копировать чужой стиль — это путь в никуда. Можно брать отдельные элементы. Мы же все разные, а время меняется вместе с технологиями производства тканей и потребностями людей.
Ясно, что чем больше в человеке собственной личности, тем труднее ее вытеснить. Секрет уникального имиджа в том, чтобы развивать вкус, изучать историю, языки, культуру, а также уделять внимание красоте природы.

Эдит Хэд
Эдит Хэд

Алена, благодарю Вас за такую интересную и созидательную беседу. Чувство прекрасного и жажда погрузиться в мир кино для развития собственных образов захватили меня… и, надеюсь, наших читателей.

Будем любоваться шедеврами как природы, так и человеческой фантазии, и помнить, что только совершенству нет предела.
Камера, мотор…

До новых встреч,
ваша Елена Кессарийская.

Инстаграм: @elenakessariya

Поделиться:

Елена Кессарийская

Автор
Елена Кессарийская

Москва — Санкт-Петербург: из искусства в глянец. Творческое и управленческое начало поддерживают во мне гармонию — это мой Инь и Ян. Магистр социологии, член "Союза пиарщиков России". Свои профессиональные навыки реализую как эксперт в области корпоративной культуры, связей с общественностью и продвижения личного бренда. Креативный продюсер проектов в сфере искусства, арт-дилер. Сопродюсер фильма о современном искусстве "Гений места". Веду активную социальную жизнь: Charity Hunter аукциона благотворительных встреч Meet For Charity. Интервью — мой любимый жанр. Широкий спектр деятельности и круг общения вдохновляют на то, чтобы делиться своими наблюдениями с читателями.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *