Путешествие в поисках себя: трансформация героини Риз Уизерспун в фильме «Дикая» — взгляд психолога

кадр из фильма "Дикая"

История искупления грехов и исцеления души через добровольное страдание в фильме режиссера Жан-Марка Валле «Дикая» глазами психолога и лайф-коуча Светланы Квитко.

Чувствовали ли вы себя когда-нибудь жутко раздавленной одинокой неудачницей? Когда все, что было родным и важным, рушится почти одновременно и кажется, что вся жизнь катится под откос, кажется, что это конец или «дно»?..

А если дно?.. То можно ли от него оттолкнуться?

Вашему вниманию американский фильм режиссера Жан-Марка Валле «Дикая», вышедший в 2014 году. В фильме на очень глубоком уровне раскрываются несколько жизненно важных вопросов: преодоление, взросление и поиск себя.

кадр из фильма "Дикая"
Кадр из фильма «Дикая»

Кстати, переживания героини фильма — это не драматизированная выдумка сценаристов, фильм основан на автобиографическом романе Шерил Стрэйд. Однажды попавший в руки Риз Уизерспун бестселлер так увлек актрису, что она приобрела права на экранизацию книги даже еще до начала ее продаж.

Главная героиня тяжело переживает смерть матери, с которой была очень близка. Не справляясь с болью потери, она стала искать легкие способы ее заглушить. Так героиня начала злоупотреблять наркотиками и вести беспорядочную половую жизнь. Все это в конечном счете разрушило и ее собственную семью. После семи лет брака она развелась с мужем. Опомнившись в какой-то момент и осознав, что ее жизнь «летит в пропасть», она решилась в одиночку пройти часть маршрута по высоким участкам хребта Сьерра-Невада и Каскадных гор.

Возвышающиеся горы очень символично противопоставляются экзистенциальному падению героини. Во время путешествия женщина совершает по сути два похода: один по тихоокеанской туристической тропе, а другой — внутрь себя.

Я не знаю, как я стала таким дерьмом. Я была сильной и ответственной. Я добивалась. Я была хорошей. Я разрушила семью и теперь разрушаю себя. Я хочу вернуться. Я пешком дойду к той Шерил, которую родила мама — говорит героиня.

Еще одним важным символом в фильме стала лиса, которая встречалась героине тогда, когда ей было особенно сложно идти дальше. Интересно, что и мама Шерил — Бобби, тоже была рыженькой. В одной из сцен на горе становится понятно, что на самом деле никакой лисы нет и она привиделась Шерил. При этом к концу путешествия встречи с лисой завершаются, ведь дальше героиня по «дороге своей жизни» готова идти одна, не цепляясь за образ матери.

Кадр из фильма "Дикая"
Кадр из фильма «Дикая»

По ходу фильма мы часто переносимся в прошлое Шерил. Флешбэки помогают нам ближе познакомиться с героиней, а также ей самой найти в своем прошлом, в воспоминаниях внутренние опоры и ценности, которые ей нужны для создания себя новой.

Однако катализатором к поиску новой себя могут стать и менее драматичные внешние события, ведь основной импульс, активирующий нас к этому, находится внутри. Юнгианский психоаналитик Джеймс Холлис в своей книге «Перевал в середине пути» так описал этот процесс:

Подобно пластам земной коры, которые, смещаясь, трутся друг о друга и создают огромное давление, вызывающее землетрясение, сталкиваются между собой и отдельные пласты человеческой личности.

Важно также отметить, что чувствуя этот накатывающий дискомфорт, наше эго — сознание, пытается защитить нас от неприятных ощущений и как следствие осознаний, игнорируя его. Так чувствуя приближение кризиса, но пока не осознавая его, мы можем впасть в депрессию, увеличить употребление алкоголя или вовсе пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь или увлеченно менять место работы. Все эти стратегии поведения дают лишь краткосрочный эффект и направлены на стремление проигнорировать то самое внутреннее давление и связанную с ним весьма сложную работу над вопросами. В этот период жизни большую часть времени человек пытается найти ответы на вопросы: кто я и куда я иду? Они уже не кажутся столь банальными, а скорее вызывают ступор и приходящие на них ответы чаще всего не дают нужного ощущения удовлетворенности. 

Светлана Квитко, психолог, лайф-коуч
Светлана Квитко, психолог, лайф-коуч

Героиня фильма ищет ответы на эти вопросы в своем путешествии. Подсказки в виде символов, испытаний и новых знакомств в конечном итоге складываются из маленьких пазлов в одну большую картину под названием «новая я». Не стоит недооценивать силу и мудрость природы. Поиск ответов только на уровне головы, как правило, не дает желаемого результата. Ведь импульсы этих вопросов часто идут из бессознательного, того, что мы не осознаем. Поэтому ответы приходят в более нестандартных ситуациях. Кстати, порой подсказки, наводящие на новые витки или векторы размышлений в виде символов и ответов находятся у нас перед «носом», но мы их по какой-то причине не замечаем. Итак, начните с небольшого эксперимента — отправляясь на прогулку по летнему парку или лесу, задайте себе вопрос, ответ на который важно получить. Настройтесь на поиск этого ответа и будьте готовы к встрече с ним, ведь он приходит не ко всем. На одной из служб в церкви, батюшка разговаривая с прихожанами, услышал реплику из толпы: «не поверю, пока не увижу». На что он ответил: «А ты поверь, тогда и увидишь».

А вы уже нашли ответы на вопросы: кто я? куда я иду?

Читайте также:

Поделиться:

Светлана Квитко

Юриспруденция, психология, глянец... Работая в области права, разбирая то или иное дело, невольно наталкиваешься на вопрос о мотивации людей. Желание разобраться в поведенческом факторе привело меня в психологию и коучинг. А профессиональное психологическое образование и большая любовь к кино — в Hot Beauty Spot. Мне интересны психологические разборы, мотивация героев и особенности их поведения. На страницах HBS я предлагаю вашему вниманию психоанализ по образам героев фильмов и сериалов, получивших признание зрителя.

Статьи автора

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *