Как герои фильма «Исчезнувшая» попали в ловушку своих психологических рельефов? Кинообзор детективного триллера от психолога и лайф-коуча Светланы Квитко.
Детективный триллер режиссера Дэвида Финчера был снят по одноименному роману Гиллиан Флинн «Исчезнувшая», вошедшему в список бестселлеров по версии «Нью-Йорк Таймс».
В нашей культуре разным годовщинам свадьбы принято давать символизирующие их названия. Так, первая годовщина называется ситцевой. Считается, что отношения в молодой семье еще непрочные, как ситцевая ткань. А вот пятилетний юбилей именуют деревянным. Дерево, как известно, прочный и более устойчивый материал… Так ли крепки отношения героев фильма, супругов Ник (Бен Аффлек) и Эми Данн (Розамун Пайк) на пороге пятилетней годовщины совместной жизни?
По сюжету за время их семейной жизни произошел экономический кризис и пара решила переехать из Нью-Йорка в Миссури. Это родной штат Ника, в котором живут его умирающая от рака мама и сестра. Ник вырос в неполной семье, он очень тяжело переживал уход пьющего отца из семьи. Он стыдился своего отца. Стыд как сложный аффект, связанный с социальным контекстом, как правило, включает в себя чувство неполноценности, унижения, зажатости, застенчивости и стеснительности. Юнгианский аналитик Марио Якоби в своей книге «Стыд и истоки самоуважения» писал о причинах формирования стыда:
Существует много общего между стыдом и виной. Понятие вины дает возможность пристыдить виноватого, засадить его в позорную яму и заклеймить позором. Но что же все-таки особенного в понятии «стыд», который не всегда является реакцией на неэтическое поведение? Ведь кому-то может быть стыдно за свою рыжую шевелюру, кому-то за свой чересчур низкий и высокий рост или за свою тучность. Преступное деяние или бездействие — это еще не все, что может вызывать презрение общества. Например, принадлежность к определенному кругу людей или семье также может спровоцировать чувство неполноценности. Таким образом, чувство стыда возникает в зависимости от моего оценивания всего в своей жизни или самого себя, или, что более точно, насколько они обесцениваются в моих глазах, причем не столько от мнения других, сколько от моего собственного.
Ник видел, как страдает его мама. И всеми силами стремился доказать себе и остальным, что он не такой, как его отец, он лучше. Немецкий философ и психотерапевт Берт Хеллингер писал:
Многие из тех, кто отказывается принять родителей полностью, стремятся восполнить эту недостаточность. И тогда они могут стремиться к самореализации и просветлению. В этом случае поиск самореализации и просветления — всего лишь тайный поиск не принятого еще отца или не принятой еще матери. Но отвергающий своих родителей отвергает и самого себя и чувствует себя, соответственно, несостоявшимся, слепым и пустым.
Для того, чтобы справиться с этой пустотой и гнетущим его ощущением стыда, он выстроил себе в голове конструкцию — я буду хорошим и меня будут любить все окружающие. При этом важно отметить, чем больше человек сомневается в собственной ценности, тем более важным для него становится мнение окружающих, он становится от него зависим. Вступив в отношения с яркой, красивой, успешной женщиной, он смог доказать себе и всем вокруг, что он очень хорош, раз его способна полюбить такая женщина. Это своего рода «трофей», подтверждающий его состоятельность. Ученые до сих пор не сошлись во мнении, откуда произошло такое понятие, как трофейная жена (англ. Trophy wife). По одной из версий термин появился в результате исторической практики, когда воины присваивали и забирали с собой красивых женщин во время военных сражений, чтобы привести домой как победный трофей. Сегодня термин также сохраняет свою актуальность. Трофейная жена, как правило, молодая и очень привлекательная, способная произвести впечатление. Ее роль — быть красивым дополнением к образу богатого и состоятельного мужчины. Вместе с тем подобная стратегия поведения может указывать на нарциссизм мужчины и потребность в «показушничестве», что, в свою очередь, является следствием неуверенности в себе, сомнения в собственной привлекательности и состоятельности для формирования интереса у противоположного пола.
Главный герой фильма таким образом рядом со своей супругой чувствовал себя более уверенно. Любовь такой женщины способна «затмить и перекрыть» потребность в любви и уважении многих. Так, отношения с Эми Данн становятся для него спасением.
Однако из разговора с сестрой мы узнаем, что в день пятой годовщины Ник вовсе не готовился к романтическому ужину с подарками и цветами. Он планировал поговорить с женой о разводе. Так что же такое с Эми?
Родители Эми — детские психологи и авторы книги-бестселлера «Супер-Эми». «Изумительная Эми всегда на шаг впереди меня», — с грустью признается Эми на презентации книги о своем «идеальном» двойнике, которому она все время подражает и пытается соответствовать. «Супер-Эми» — вымышленный образ, созданный родителями, приносящий им отличный доход. Героиня Эми явно не дотягивает, да еще и боится ошибиться и огорчить родителей своей глупостью или оплошностью. Эми живет не своей жизнью в результате чего внутри нее происходит расщепление идентичности. «Реальное я» боится отвержения и пустоты. Все, что она хочет — это чтобы именно ее заметили и полюбили. Она мечтает почувствовать себя важной, а главное — реальной, настоящей. Американский психоаналитик Карен Хорни в книге «Невротическая личность нашего времени» писал:
Для гармоничного развития ребенка жизненно важно, чтобы он чувствовал себя желанным.
Не получив достаточного количества безусловной любви родителей, у Эми формируется нарциссическое расстройство личности. Так, в каждом грандиозном и важном нарциссе прячется недолюбленный, обиженный, застенчивый ребенок. Хорни отмечает:
Невротики чувствуют себя и поступают таким образом, как будто их существование, счастье и безопасность зависят от того, нравятся ли они всем окружающим.
В их внутреннем ощущении как будто чего-то не хватает. Они организованы вокруг внешней оценки и признания.
Так мы видим, что между героями сложился удивительный «зеркальный» тандем — он максимально стремится быть не собой, доказывая себе, что он не похож на своего отца, а она — стремится быть собой, доказывая родителям свое право на существование. Так кто же справится со своей задачей: Эми, у которой есть только Эми, или Ник, которого любят мама, сестра и любовница? Да, у Ника есть молодая любовница. Собственно, с этого и начинается эта история. Эми случайно увидела, как Ник, выходя из бара с девушкой, вытирает ей губы пальцами, так же, как он делал с Эми во время их первого поцелуя. Снова есть кто-то лучше нее, снова она проиграла, снова есть конкурентка, снова она не уникальна. Этот адюльтер — не просто супружеская измена, что, конечно, неприятно, это в каком-то смысле «смерть» для нарциссической личности. Американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс в своей книге: «Психоаналитическая диагностика» писал:
Селф-психологи ввели термин «объект самости» (англ. Selfobject) для тех людей в нашей жизни, которые своими позитивными утверждениями, восхищением и одобрением поддерживают нашу самооценку. Этот термин отражает тот факт, что люди в этой роли функционируют как объекты вне Я и в то же время как часть самоопределения человека. Помогая модулировать самооценку, они усиливают то, что большинство из нас делают внутренне. У всех нас есть объекты самости, и мы нуждаемся в них. Если мы теряем их, мы чувствуем потерю, будто умерла какая-то жизненно важная часть нас.
Эми решается проучить мужа и инсценирует собственное похищение — ловко и обдуманно обманывая мужа, полицию и СМИ.
Режиссер фильма Дэвид Финчер также умело «играет» и с нами на протяжении фильма. От огромной симпатии к Эми в самом начале к его концу не остается и следа. Ложь и правда смешаны в фильме так сильно, что сложно понять, где правда, а что — выдумки Эми.
Эми хладнокровна, расчетлива и одержима. В конце фильма она даже совершает убийство, превознося его, как некий подвиг. «А ты бы мог убить ради любви?» — спрашивает Эми у мужа. Ради реализации нарциссически мотивированных проектов она готова рационализировать даже убийство как неизбежный побочный эффект: нельзя приготовить омлет, не разбив яиц.
Фильм в каком-то смысле закольцован, даже спустя сложную и неоднозначную историю он заканчивается практически так же, как начинался. Герой Бена Аффлека снова думает о разводе, но не разводится. Как думаете, почему?..
Читайте также:
- Образование и карьера или замуж за банкира?.. Психолог Светлана Квитко о выборе женской судьбы на примере образа героини фильма Вуди Аллена “Жасмин”
- Месть как цель жизни: о природе мести на примерах из кинематографа — психолог Светлана Квитко
- “Сцены из супружеской жизни”: рецензия главного редактора HBS
- Фильм Стэнли Кубрика “С широко закрытыми глазами”: феноменология супружеской измены
- В чем сила женщины: образ Фриды Кало в автобиографической картине “Фрида”
- Как сохранить страсть в отношениях?
- Он настроен на длительные отношения или “поматросил и бросил”?
- “Зачем тебе муж?” Секрет счастливого брака от психолога Дмитрия Сороки