Учимся правильно «читать» картины Жерара и Питтони.
Редкая картина не наполнена сюжетной линией. Жесты, цвета одежды, атрибуты вкратце рассказывали образованному зрителю библейскую притчу или историю античного мифа. Не всегда понятно, однако, почему художник решил изобразить своих персонажей именно таким образом. Перед походом в галерею стоит обновить свои знания мифологии и истории – или же прочесть нашу статью.
Леда и лебедь
История о Леде рассказывает о прекрасной жене спартанского царя. Как-то раз, купаясь в водах реки Еврот, она привлекла взгляд Зевса. Царь Олимпа решил добиться расположения красавицы и превратился в лебедя, тогда как Афродита, богиня любви, стала орлом. Птицы начали гнать друг за другом перед Ледой, и женщина, пожалев лебедя, спасла его в своих объятиях. В этом союзе родились прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война, Клитемнестра, которая стала женой полководца Агамемнона, и близнецы Кастор и Поллукс. Мотив был очень популярен в искусстве, а картины часто носили пикантный характер.
Трагедия Дидоны
Дидона, властная и могущественная царица Карфагена, была неприступна – ни один из многочисленных женихов не добился ее руки. К сожалению или к счастью, корабль Энея разбился у вод Карфагена, и Дидона встретила свою любовь. Пара могла бы жить счастливо, но Энею пришлось покинуть Карфаген, чтобы исполнить свое предназначение (основать поселение на берегах Италии). Дидона, обезумевшая от горя, приказала развести ритуальный огонь и заколола себя.
Тьеполо прекрасно передал трагизм ситуации, добавив театральности моменту: Эней, словно зритель, смотрит на гибель возлюбленной.
Превращение Актеона
Как-то раз, охотясь в лесу, Актеон набрел на купающуюся Артемиду. Целомудренная богиня луны и охоты оскорбилась тем, что ее наготу увидел мужчина: в гневе она превратила Актеона в оленя. Гончие учуяли запах оленя и, не узнав хозяина, растерзали его на куски.
Художники часто щадят зрителя, акцентируя внимание на красоте нимф и богинь. На работе Питтони с первого раза и не заметишь Актеона – прекрасная Артемида крадет все внимание. А нежный светящийся цвет кожи нимф назовут потом цветом бедра испуганной нимфы – но этим красавицам уж точно уже нечего бояться.
Хлорида или Флора?
Древнеримский поэт Овидий смешал истории нимфы Хлориды и богини цветения Флоры в своих стихах, а художники подхватили эту идею как сюжет для картин. Согласно Овидию, Зефир, бог западного ветра, влюбился в юную нимфу и сделал ее своей женой. Дабы девушка стала бессмертной, Зефир превратил ее в Флору. Как Зефир пробуждал своим дыханием природу, так и Флора, дыша, создавала прекрасные цветы.
В буквальном смысле цветущая богиня была популярной гостьей живописных произведений. Сандро Боттичелли изобразил две стадии жизни Флоры: хрупкую и испуганную Хлориду и прекрасную, дышащую жизнью Флору.
Непорочное зачатие Девы Марии
Мария была избрана Богом для высшей цели – стать матерью сына Божьего Иисуса Христа. Несчётное количество художников изображали Мадонну на фресках, картинах, иконах. Мы остановимся на картине Тьеполо. Как написано в Апокалипсисе, «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Тьеполо изображает Деву Марию именно такой. Со звёздами вокруг головы, светящуюся золотистым светом и стоящую на едва различимом серпе луны. Под ногами Девы Марии Змий с запретным плодом и земной шар, что подчеркивает непорочность и чистоту Мадонны, ее возвышенность над грехом.
Сусанна и старцы
Во многих галереях мира можно встретить такой сюжет: испуганная нагая девушка и два старика, подглядывающих за ней. Это иллюстрация легенды о Сусанне. Еврейка из Вавилона Сусанна была женщиной красивой, верной супругу. Как-то раз ее застали за купанием старцы, властные судьи, и решили овладеть женщиной. Испугавшись крика Сусанны, старцы наклеветали, что нашли ее в саду под деревом с молодым любовником. Сусанну уже было приговорили к смерти, но пророк Даниил спас ее, попросив старцев указать на дерево. Они показали на разные деревья в саду и выдали себя. По закону, клеветника ждала та кара, от которой бы пострадал оклеветанный. Так, старцев забили камнями.
Амур и Психея
Амур, сын Афродиты и Ареса, отвечал на Олимпе за влюблённость – его стрелы заставляли сердца людей загораться чувством. Однажды мать послала его наказать Психею, прекрасную царскую дочь, за чрезмерную красоту. Амур должен был наслать проклятие на девушку, заставить влюбиться в презреннейшего из смертных, но сам пал жертвой её очарования.
Свою возлюбленную он решил спрятать от разгневанной Афродиты и поместить в замок, где дни девушка проводила в одиночестве, а ночи – в объятиях любовника.
Психея, желая увидеть своего гостя, зажгла масляную лампу и осветила лицо бога. Капля масла упала на Амура – разгневанный, он улетел от девушки. Психея долго страдала в поисках любимого, пока Зевс не сжалился над ней, сделав бессмертной и воссоединив с Амуром.