Получивший «Оскар» фильм «Она» (2013) режиссера Спайка Джонза о нюансах отношения человека к искусственному интеллекту. Фантасмагория, переходящая в реальность. Психологический анализ картины от психолога и лайфкоуча Светланы Квитко.
«В каждый момент жизни я эволюционирую, как и ты», — говорит любимая главного героя фильма «Она». Психологический разбор фильма 2013 года, получившего «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Полностью согласна с мнением киноакадемиков, сюжет не только увлекает, а еще и заставляет задуматься о будущем и столь распространенном сейчас явлении — ощущении одиночества.
Фильм условно можно назвать моноспектаклем, в котором главный герой Теодор Туомбли, его блестяще играет Хоакин Феникс, работает в организации, занимающейся написанием личных писем по разным запросам клиентов: кто-то хочет поздравить бабушку с днем рождения, кто-то просит написать любовное письмо и т. д. Несмотря на сложный эмоциональный период в жизни, Теодор переживает из-за развода с женой, его письма получаются тонкие и трогательные. В них он проявляет всю свою чувственность и эмоциональность, то, что так востребовано среди людей. Удивительно и парадоксально на первый взгляд, но в письмах он дает им то, в чем сам так остро нуждается — любовь, тепло и поддержку.
В какой-то момент серая внешняя жизнь героя меняется. Он покупает операционную систему, в которую со временем влюбляется, как в человека. У нее даже есть имя — Саманта, но к сожалению, нет оболочки.
…Как-то утром мы умывались с мужем и обсуждали засор канализации. Через некоторое время у меня стала всплывать реклама услуг сантехника. Сегодня этим уже никого не удивишь, телефон отслеживает наши интересы и маршруты, у него есть наше лицо, отпечатки. Но пока мы все же относимся к телефону, как к аппарату, хоть и очень ценному, сложно представляя, что он может составить альтернативу отношениям человека с ним.
Действия фильма происходят в недалеком будущем, где наушник в ухе — норма, а программное обеспечение — возможная вторая половинка. А может, отношения с роботом — это находка? Ведь у робота нет собственных потребностей, а значит, он настроен на удовлетворение только твоих, у него не бывает плохого настроения и самочувствия, он всегда подстроится под твой график, он знает, что ты любишь и как. В нужный момент он окажется рядом и скажет тебе то, что ты именно сейчас хочешь услышать, в конце концов — он всегда может полететь с тобой на край света, хоть в командировку, хоть в отпуск. Он не забудет важную для тебя дату. Идеальный вариант, не правда ли? В отношениях с человеком все эти пункты совсем не гарантированы и часто именно они создают сложности во взаимопонимании, больно разрушая ожидания и надежды друг друга.
Так как же герой фильма смог влюбиться в программное обеспечение? Часто можно услышать фразу, что мужчины любят глазами, а женщины — ушами. Фильм призван разрушить этот стереотип. Именно умение слушать и слышать легли в основу доверия и развивающихся отношений между Теодором и Самантой. Потребность быть услышанным и понятным часто приводит к влюбленности и в кабинете психолога, где клиенты начинают чувствовать что-то подобное к психологу противоположного пола. Также искусственный интеллект в фильме постоянно развивался, а значит, становился каждый день лучше и интереснее для Теодора. Саманта могла не просто слушать и поддерживать разговор, но и быть с ним на одном уровне развития и даже выше.
Что в нашу жизнь приходит вместе с любовью?
До знакомства с Самантой жизнь Теодора была тихой, обычной и в чем-то даже серой. По дороге домой он слушал грустную музыку, вечерами играл в приставку, одевался серо. С появлением теплоты и чувств в отношениях с Самантой меняется его эмоциональное состояние и даже цветовая гамма костюмов. Теперь он выбирает яркие цвета — он носит оранжевую или красную рубашку. Это своеобразный символ появления «жизни» в его жизни, с ней он стал еще более чувствительным и счастливым. Он перестал чувствовать себя одиноким и в один момент ужасно запаниковал, когда не смог, как обычно связаться с Самантой.
Возможно ли в столь гарантированных отношениях претендовать на вечную любовь?
Страшным ударом для Теодора стала новость — он у нее не один. В этой ситуации он повел себя как человек — приревновал. Столь развитому искусственному интеллекту тем не менее сложно понять это переживание, захватившее Теодора.
Финальная сцена снова ставит перед зрителем вопрос о ценности человеческого общения. Так почему же мы так одиноки в мире полном людей?..
Читайте также:
- Пусть мне повезет или Раскольников modern style
- “Игра в кальмара”: рецензия главного редактора HBS
- “Секс / Жизнь”: рецензия главного редактора HBS
- “Завтрак у Тиффани”: роскошь или любовь
- “Отчаянные домохозяйки” – интересные факты о сериале
- “Отчаянные домохозяйки” – рецензия главного редактора HBS
- Почему “Большой Лебовски” культовый фильм?
- “Скромное обаяние волшебников”: кто исполняет желания
- Русская классика в фильмах
- “Энн”: равенство и любовь к миру
- “Дурное воспитание”: развенчание иллюзий
- Киновдохновение: стиль через пленку
- “Открывая заново”: мир по правилам детей
- Три мотивирующих фильма, которые должна посмотреть каждая женщина
- Читаем в… будущем!