Мы продолжаем цикл статьей о карнавале в Венеции. Наша сегодняшняя тема — история карнавальной маски. Расскажем вам, как они появились и почему до сих пор популярны.
Изначально маски использовались для того, чтобы скрыть свое истинное лицо, свой статус и положение в обществе. Люди, пряча свою личность, могли выбрать любую роль: знатная дама могла выдать себя за служанку, а слуга за высокопоставленного дожа. Социальные границы стирались и венецианцы, оставаясь инкогнито, предавались всевозможным увеселениям, выбирая все более роскошные, а порой и откровенные костюмы.
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, – есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело. — М. Ю. Лермонтов, «Маскарад»
Маски делались из папье-маше и украшались перьями, мехом, всевозможными тканями и даже драгоценными камнями.
Одними из самых известных и популярных карнавальных масок были и остаются маски комедии Дель Арте: Арлекин, Коломбина, Пьеро. Однако помимо них существуют и другие традиционные маски, например, всем известная Дотторе Песте с длинным клювом ворона, а также маски Шута, Казановы, маски Дамы и Гатто (кошки).
Носить карнавальные костюмы разрешалось лишь несколько дней в году. Все оставшееся время люди жили своей обычной жизнью, ходили в церковь, вели дела, исполняли свои обязанности, но наступал карнавал, и вся мирно текущая жизнь разом превращалась в балаган, в праздник, в театр. Именно за эту яркость и за свободу венецианский карнавал любили несколько веков назад и любят по сей день.