Бессмертная классика: 10 шедевров мировой литературы

Арт

10 шедевров мировой литературы

Ценность, хранящаяся в старых переплетах, остается незаменимой классикой для любого эрудированного человека. Подборка must-read из десяти шедевров мировой литературы.

Качественная литература сегодня не очень-то востребована. Людям порой просто не хватает времени на чтение, а в поисках расслабления отдается предпочтение телевизору и интернету, ведь бытует мнение, что «книги — это скучно». Если что-то и читается, так это либо периодические издания, либо массовая литература, или, если уж классика, то обязательно «модная». А между тем, в сокровищнице мировой литературы бесчисленное множество захватывающих дух великих творений.

1. Лев Николаевич Толстой «Анна Каренина» (1877)

«Анна Каренина» — произведение, после выхода которого Достоевский назвал Толстого «богом искусства». Остросоциальный, тончайше организованный, многоплановый и захватывающий роман русского писателя остается актуальным до сих пор и привлекает внимание как читателей, так и режиссеров кино и театра. Сюжетная линия выстраивается вокруг страсти замужней Анны Карениной и обворожительного военного Алексея Вронского. На первый план также выдвигается образ мечущегося Константина Левина, прототипом которого был сам Лев Николаевич. Это произведение о любви и страсти, грехе и раскаянии, о поисках себя и своего пути в этом мире, о глубине человеческой души и ее страданиях.

2. Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст» (1832)

«Фауст» — творение всей жизни великого немецкого писателя Иоганна Гёте, в котором он хотел объединить не только свой жизненный опыт, но опыт целой эпохи и даже всего человечества. В этой философской драме все монументально: если главный герой, то лучший из людей, аллегория на человечество, если конфликт, то Добра и Зла, если тема, то о поисках смысла жизни, если идея, то о величие человека. Все начинается с так называемого пари Бога и Дьявола, в котором Отец наш небесный ставит на чистоту души Фауста, а Мефистофель на его человеческую природу. Далее Фауст вместе с Мефистофелем путешествуют по другим мирам, оказываются в прошлом, переходят все границы понятного и возможного…

3. Владимир Владимирович Набоков «Лолита» (1955)

Скандальное произведение великого русского эмигранта повествует о влечении сорокалетнего литературоведа Гумберта Гумберта к юной нимфетке Лолите. Первые страницы романа пропитаны приятным юмором и самоиронией, но вместе с развитием сюжета увеличивается сила переживаний героев и трагизм описанной ситуации. Набоков, как всегда, завораживает и восхищает читателя своими потрясающими метафорами и описаниями, глубиной и многоплановостью своей мысли. Его стиль так необычен и ярок, что стоит только познакомиться с ним, расставаться уже не захочется.

4. Федор Михайлович Достоевский «Братья Карамазовы» (1880)

«Братья Карамазовы» — последний роман Достоевского, безусловно, тяжелый и глубокий, скорее этический, чем эстетический. Стоит заметить, что произведения «великого пятикнижия» Федора Михайловича похожи друг на друга и закрученностью сюжета, и образами главных героев, и поднимаемыми вопросами, но именно «Братья Карамазовы» отличаются особой масштабностью. Сюжет можно даже назвать детективным: действие планомерно развивается и достигает высшего напряжения в момент убийства, а потом раскручивается, определяя виновных и их наказания. На протяжении всего романа ведется «борьба Дьявола и Бога за сердца людей» и сплетаются воедино вопросы о грехе и покаянии, вере и любви. По Достоевскому, только «в любви и через любовь» человек становится человеком, ведь именно это чувство обладает возрождающей и очищающей силой.

5. Герман Гессе «Игра в бисер» (1943)

Написанная в разгар второй мировой войны, «Игра в бисер» стала «великим трудом старости» Германа Гессе и в 1946 году принесла автору Нобелевскую премию. Эта книга — воплощение идей гуманизма. Действие романа происходит в далеком 2408 году в «педагогической провинции» Касталия, где величайшие умы мира сего предаются игре в бисер — игре со всеми смыслами мировой культуры. Сюжет строится на жизнеописании некого Йозефа Кнехта, его пути самосовершенствования. В этом монументальном, наполненном необычайной музыкой произведении Гессе задается вопросами о судьбах искусства и духовности в целом и неотступно стремится к гармонии.

6. Джеймс Джойс «Улисс» (1921)

«Улисс» — один из вариантов имени гомеровского Одиссея. Роман-миф, роман-шифр, «Улисс» Джеймса Джойса — это аллюзия на знаменитый древнегреческий эпос, полная отсылок к огромному количеству других произведений мировой культуры (полезно параллельно читать «Путеводитель по роману» Гилберта). Это одно из интереснейших творений эпохи модернизма построено по принципу «потока сознания», внутреннего монолога. Действие романа длится всего один день, а основные события происходят в сознании героев. Целью Джойса было «увидеть все во всем», и ему это с блеском удалось.

7. Софокл «Царь Эдип» ( 496 — 406 гг. до н. э.)

kinopoisk.ru

Это произведение Аристотель назвал «образцовой трагедией». Один из лучших трагиков античности, Софокл сумел так обработать небезызвестный сегодня миф об Эдипе, убившем своего отца и сожительствующем с матерью, что именно к нему вот уже более 2000 лет обращаются писатели и философы со всего мира. Автор затронул в своей трагедии, мучавшие его вопросы о судьбе, Боге, идеальном правителе, человеческой воле, грехе и искуплении. Хочется отдельно отметить фильм итальянского режиссера Паоло Пазолини, великолепно воплотившего идею и атмосферу трагедии Софокла.

8. Данте Алигьери «Божественная комедия» (1307-1321)

«Божественная комедия» — величайшее творение рубежа эпохи Средневековья и эпохи Возрождения. Свое главное произведение Данте пишет от первого лица. По зову своей умершей возлюбленной Беатриче он отправляется в путешествие по потустороннему миру. Гениальный художник рисует впечатляющую картину Ада, Чистилища и Рая, на которой и базируются наши современные представления о них. В своей «Божественной комедии» Данте изображает длинный путь очищения грешника, который в итоге приводит его к Богу, и провозглашает идею божественной любви, преображающей душу.

9. Мигель де Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» (1605-1615)

Главный герой, вдохновившись идеалом рыцарских романов, сходит с ума, воображая себя рыцарем, и отправляется навстречу приключениям. Сюжет произведения уже несколько столетий не дает покоя критикам, писателям и философам, читателей подкупают воля, смелость, благородство Дон Кихота, им восхищаются, ему сопереживают. Сервантес тонко переплетает в своем произведении комизм и трагизм, безумство и мудрость одного из первых «великих индивидуалистов» человечества.

10. Марсель Пруст «В поисках утраченного времени» (1913 — 1927)

Семитомный отчасти автобиографический цикл, состоящий из воспоминаний старого больного одинокого человека по имени Марсель. Пруст писал его на протяжении последних 16 лет своей жизни, страдая от астмы. Действие романа происходит в сознании главного героя. Идеализируя прошлое, он радостно и скрупулезно воссоздает минувшие события, свои переживания и мелкие детали быта. Это долгое воспоминание, переполненное метафорами, ассоциациями и уточнениями, и тем не менее цельное и идеально построенное, воплощает настоящую вселенную, очень яркую и динамичную. «Лишенный всего, я поглощен тем, что в мире духовном наделяю книги жизнью, для меня уже недосягаемой», — пишет Пруст.

Эти десять шедевров лишь малая толика в мире бессмертных произведений. Читайте, исследуйте, восхищайтесь, наслаждайтесь!

Читайте также:

Поделиться:

Анастасия Чурсина

Автор
Анастасия Чурсина

Айтишник с душой журналиста, может и наоборот. Любовь к созданию текста у меня проснулась еще в лицейские годы. Даже ходила в школу молодого журналиста. Но так получилось, что в публицистику я попала через окольные пути. Сейчас работаю в IT компании, но это не мешает мне писать. Журналистика для меня - хобби, которое вот уже на протяжении нескольких лет приносит мне удовольствие.

Статьи автора